Уход Пушкова из «Немана» – грусть. Но не хочется вспоминать последнее
Сегодня случилось то, о чем говорили последние несколько дней – первая отставка сезона в экстралиге. Возможно, кто-то удивится, что произошла она в «Немане» – клубе-гиганте чемпионата Беларуси, который постоянно ходит в претендентах на медали. Впрочем, если погрузиться в тему глубже, то ничего удивительно в увольнении Сергея Пушкова нет.
«Неман» ужасно начал чемпионат. Про стартовый антирекорд говорено уже много. Всего пять побед в 15 матчах и шестое место в турнирной таблице с отставанием в 13 баллов от четвертого места – от таких цифр гродненские фанаты отвыкли. Последний раз подобный старт у «Немана» был в сезоне-2004/05 – многие из нынешних болельщиков клуба еще и не думали ходить на хоккей.
В Гродно пытались исправить ситуацию и повлиять на команду кадровыми встрясками. Увольнения Пластинина с Закарлюкиным и приход Мисникова с Артуром Буйницким ничего не решили. Да и будем честными: вряд ли могли бы что-то решить. На прошлой неделе «Неман» проиграл «Динамо», «Шахтеру» и «Юности», что стало последней каплей на чаше с увольнением главного тренера.
Виноват ли в сложившейся ситуации Сергей Пушков? Наверное, да. Но только отчасти – не он один виноват в общем кризисе. Еще летом, когда мы наблюдали за селекцией «Немана», было понятно, что у команды могут возникнуть проблемы. Гродненцы расстались почти со всеми лидерами, а на замену приобрели ролевиков и парней из массовки экстралиги, двух польских сборников и россиян, которые точно не тянули на роль бомбардиров. Еще в июне мы предполагали, что парень с номинацией «лучший таскатель рояля» в ВХЛ не способен стать лидером большого клуба экстралиги. Предположение превратилось в правду спустя пару месяцев.
В новом сезоне мы увидим совершенно другой «Неман». Попытались разобраться, что это будет за команда
Пушков не занимался селекцией в полной мере – в «Немане» есть специально обученные люди по этому направлению. Но совершенно точно можно сказать одно: всех новичков согласовывали с тренерским штабом. Соответственно, снимать вину с Пушкова за не качественную летнюю работу тоже нельзя.
Мы могли предположить, что «Неман» чуть откатится с насиженных позиций в тройке чемпионата, но ни у кого не возникало мыслей, что откат превратится в свободное падение. Тревожные звоночки из Гродно поступали еще во время летних товарищеских матчей. Все заметили беззубость новой команды в атаке и отсутствие киллер-звеньев, которые могли на пару-тройку решить исход игры, как это делали в свое время Кислый с Ремезовым. В Кубке проблема осталась. В начале чемпионата вспыхивал Кристиан Дзюбиньски, но польский бомбардир заглох в октябре. Братья Малявко или Левша могут давать эмоцию, но оказались не способны генерировать ее на постоянной основе.
Депрессия в Гродно началась еще после прошлого сезона. Поражение в семи матчах от «Шахтера» и пролет мимо финала экстралиги болезненно ударили по серебряному призеру. До этого казалось, что позиции клуба непоколебимы, но на деле вышло не так. Весной из Гродно в Солигорск переехала целая тройка хоккеистов, определявшая игру «красно-черных» в последние годы. Напоследок Никита Ремезов намекнул, что в клубе возникали финансовые проблемы. О недоплатах в недавнем интервью рассказал еще и россиянин Никита Двуреченский. Когда машина начинает работать со сбоями, это знак очень нехороший. В таких случаях нужен срочный ремонт.
Пушков чувствовал необходимость этого ремонта, но, разумеется, пытался сохранять спокойствие и видимость контроля за ситуацией. Когда «Неман» проваливал концовки и мог проворонить победу с 0:2 за три минуты до сирены, тренер обещал донести до подопечных мысль, что нельзя такого допускать. Когда провальные отрезки стали перемещаться по 60 минутам игры, Пушков обращал внимание и на это. Но, похоже, ситуация вышла из-под контроля уже давно, и решить эту проблему без радикальных ходов было уже невозможно. Когда в матче с «Шахтером» гродненцы сравняли счет, у тренера не было абсолютно никаких эмоций. Обычно после позитивных событий лавка выглядит не так.
В итоге радикальное решение было принято не в пользу коуча. Для выхода из кризиса нужно было прыгнуть выше головы – сделать это Пушкову не удалось. И далеко не факт, что получится у его последователей. Возможно, в «Немане» настал момент для полного переосмысления рабочего процесса и концепции.
Анатолий Варивончик: мы верили в Пушкова, но он настаивал, что команду надо встряхнуть
Пушков любил болельщиков «Немана», всегда благодарил их за поддержку и выходил на лед после матчей, чтобы лично поприветствовать фан-сектор. Фанаты отвечали на тренерские перфомансы взаимностью. И это были не дежурные ритуалы, а шаги, которые реально шли от сердца. Болельщики шумно поддерживали команду на выездах, колесили по Европе и получали такую необходимую отдачу.
Сергей Михайлович немало поиграл и поработал тренером в Европе, многому там научился. В первую очередь, таким важным вещам, как респект и понимание работы всех участников процесса. Пушков никогда не избегал интервью и даже в самое сложное для клуба время не закрывался, а продолжал объяснять – это можно проследить по его пресс-конференциям. Тренер не стеснялся говорить о проблемах, высказывал претензии отдельным игрокам, но никогда публично их не поносил.
Пушков оставил после себя приятное впечатление. И очень не хотелось бы судить о его работе по последнему году. «Неман» с Пушковым выиграл четыре медали за четыре последних сезона. За два прихода в Гродно у него три «золота», пара побед в Кубке Салея и достойные выступления в еврокубках. На протяжении нескольких лет «Неман» был единственным конкурентом «Юности», а тренерское противостояние с Захаровым стало очень принципиальным. Заводной Михаил Михайлович против всегда спокойного Сергея Михайловича – за этим было интересно наблюдать. Возможно, после ухода Захарова в сборную Беларуси Пушков несколько потерял мотивацию.
Сейчас в соцсетях «Немана» болельщики оставляют десятки теплых комментариев в адрес уже бывшего тренера. И это красноречиво. В Гродно запомнили лучшее, а не последнее. А Пушков еще вполне может вернуться в наш чемпионат – этот специалист уже не раз доказывал, что пословица про реку работает далеко не всегда.
Текст: Вадим Кнырко