«Не задумывался, что хоккей станет моей профессией». Тренеру-рекордсмену сборной Беларуси – 68 лет
Сегодня 68-й день рождения отмечает Анатолий Варивончик – легенда минского «Динамо», гродненского «Немана» и бывший главный тренер сборной Беларуси. Анатолий Михайлович до сих пор в хоккее – входит в руководство «Немана», с которым его жизнь тесно связана вот уже более трех десятков лет.
Hockey.by вспоминает главные страницы биографии функционера. Текст был впервые опубликован в 2021 году.
Отмечает два дня рождения в году
Официально считается, что Анатолий Варивончик родился 15 января 1956 года в Марьиной Горке. Но несколько лет назад в интервью он признался, что немного старше, чем указано в документах:
– Вообще открою тайну: я родился 28 декабря 1955 года. Но, видимо, отец по дороге в сельсовет решил сделать сына моложе – и записал в документы 15 января 1956-го. Семья поздравляет 28-го, на работе – 15-го. Получается, два дня рождения – официальный и неофициальный :)
Стал первым белорусом, заигравшим в высшей лиге чемпионата СССР
Анатолий Варивончик – воспитанник минской школы «Торпедо». Записался туда по нынешним меркам довольно поздно – в 12 лет. А до этого вместе с родителями жил в Марьиной Горке. Отец был шофером-дальнобойщиком, и в 1967 году ему выделили квартиру в столице.
– Учебу я продолжил в 57-й минской школе, что на улице Буденного. Компанией пошли записываться в хоккейную секцию «Торпедо», к Борису Аркадьевичу Черчесу. Я, честно говоря, и кататься-то особо не умел. В Марьиной Горке на пруду шайбу гоняли, но коньки у меня были «снегурки», двухполозные такие, к валенкам их привязывали веревками. В торпедовской школе мне выдали настоящие, правда, то ли для фигуристов, то ли для конькобежцев. В общем, нужно было носками отталкиваться. А через несколько месяцев, когда к ним начал приспосабливаться, нашлись хоккейные. Но большущие: вместо 37-го размера 42-й. Других не было. Пришлось надевать по несколько пар носков. Но не это было главной проблемой, а то, что привык носками отталкиваться, поэтому падал постоянно. Проблемы с катанием еще долго испытывал, даже когда взяли в команду мастеров «Торпедо», – вспоминал Анатолий Михайлович в 2006 году.
И в «Торпедо», и позже в «Динамо» Анатолий Варивончик долгое время оставался единственным уроженцем Беларуси.
– Не знаю, как мне удалось обратить на себя внимание тренера Анатолия Муравьева. Ведь в торпедовской школе немало способных ребят занималось. Но почему-то никто из них не пробился в основу, хотя многих пробовали. Некоторые нашли себя в других городах, но большинство растворились: кто-то сосредоточился на учебе, кто-то ушел в армию. Признаться, на тот момент не задумывался о том, что хоккей станет моей профессией. Мне это занятие нравилось, и я отдавался ему полностью – страстно, азартно. Видимо, эти качества, а также целеустремленность компенсировали недостатки в технике катания. Тем более что над этим много работал, и со временем высокая скорость стала моим главным козырем, – отмечал Варивончик.
Всю карьеру провел на родине
В сезоне-1973/74, в 18 лет, молодой форвард стал полноправным игроком основы, а затем и лидером «Торпедо». В 1976 году команда начала выступать в чемпионате СССР под вывеской «Динамо», Анатолий Варивончик вместе с ней пробивался из второй лиги в высшую. Интерес к быстрому и результативному нападающему проявляли и другие клубы. И он даже предпринял попытку закрепиться в составе одного советского гранда.
– Несколько раз ездил на сборы с московским «Динамо». Участвовал в предсезонных турнирах. Но закрепиться в титулованном клубе не получилось. В другие команды я и не стремился. Тем более что в Минске имел достаточно игровой практики, ходил в числе лучших бомбардиров. Мне нравилось дома. А Москву, если честно, не любил: шум, беготня, суета, – признавался нападающий.
Хотя динамовские ветераны оформили ему московскую «прописку».
– Сей процесс состоял в том, что нужно было залпом выпить стакан водки. Старожилы минского «Торпедо» развлекались не менее экстремально. Новобранец должен был принять «присягу»: к его оголенным ягодицам «дедушки» со всего размаху прикладывались кедами. И это испытание выдержал. А через пару лет перенял у Аркадия Багаева капитанские функции. Мою кандидатуру во время выезда в Харьков предложил Генка Ленковский, обосновавший выбор тем, что я единственный местный в команде. Так и капитанствовал до окончания карьеры, – рассказывал Анатолий Варивончик.
Своим лучшим сезоном он считает дебютный в высшей лиге (1980/81), в котором стал главным бомбардиром минского «Динамо», забросил 10 шайб в ворота таких именитых голкиперов, как Мышкин, Тыжных, Сидельников, Герасимов, Василенок…
Впрочем, в тот раз динамовцы задержаться в сильнейшем дивизионе не смогли. Его уровень очень сильно превосходил второй эшелон, и закрепиться там без усиления состава было очень сложно. Но, по словам Варивончика, даже годичное пребывание в элите давало такой запас, что после вылета в первую лигу он чувствовал себя на голову сильнее.
Повесил коньки на гвоздь в 32 года
Игровую карьеру Анатолий Варивончик завершил посреди сезона-1987/88. Играть еще очень хотелось, но последствия многочисленных травм не позволяли делать это с удовольствием.
– Пропала былая скорость, уже не мог совершать фирменные отрывы. Когда сильные стороны превращаются в недостатки, то любимое дело становится мучением, – объяснял Варивончик.
А травм на его долю выпало действительно немало.
– Трижды оперировали надкостницу, четыре раза ломали нос, было и сотрясение мозга. Но самую тяжелую травму получил 8 марта 1980 года в игре с «Латвияс берзс». В столкновении с защитником оказался на льду, он – на мне. На полной скорости, ногами вперед, врезался в борт. Правая выдержала, левая – нет. Двойной перелом голени... Ничего, оклемался. Через два месяца танцевал на банкете по случаю выхода в высшую лигу. В гипсе! А в июле приступил к тренировкам. Хотя следующий год играл с металлическим штырем внутри кости. Затем – повторная операция. Но и она не стала последней в карьере. В 1986-м сын знаменитой Зои Мироновой в ЦИТО удалил мне мениск, – этими подробностями из своей медицинской карты Варивончик делился в 1996 году.
Второй снайпер среди белорусских хоккеистов в чемпионатах СССР
Выступая за минские «Торпедо» и «Динамо», за карьеру Анатолий Михайлович Варивончик забросил в чемпионатах СССР 316 шайб. Больше только у Сергея Шитковского-старшего – 329.
– Ну вот. Хотел догнать, но не получилось. Вмешались «потусторонние силы», которые заставили перейти на тренерскую работу, – шутил Анатолий Варивончик.
Отказался возглавить минское «Динамо» после ухода Владимира Крикунова
После завершения игровой карьеры Анатолий Варивончик полгода поработал в минском «Динамо» ассистентом Владимира Крикунова, с которым до этого играл в одной пятерке. Но в Гродно в то время создавался клуб «Прогресс-ШВСМ» (на базе гродненского КСМа и минского СКИФа-ШВСМ). Любопытно, что тренером «Прогресса» он стал в результате выборов. Они проходили в здании Спорткомитета накануне сезона-1988/89. Игроки тайным голосованием отдали предпочтение Варивончику перед другим кандидатом, Владимиром Сафоновым, руководившим командой СКИФ-ШВСМ, на основе которой и формировался «Прогресс».
– Такой вот разгул демократии. А после отъезда Крикунова в Словению президент клуба Игорь Макаед приглашал меня в «Динамо». Но я отказался. В том числе и потому, чтобы Крикунов понял, что я не собирался его «подсиживать», – пояснял Варивончик.
Такие подозрения у Крикунова возникли после того, как «Прогресс» выиграл у минского «Динамо» в переходном турнире за путевки в высшую лигу (4:2).
– У нас с Володей были хорошие, доверительные отношения. Он ведь еще раньше перешел на тренерскую деятельность, помогал Борису Косареву. Но в сезоне-1984/85 «Динамо» заняло лишь восьмое место в первой лиге, и Косарева отправили в отставку. Помню, когда Крикунову предложили возглавить команду, он очень волновался, приехал ко мне советоваться с двумя бутылками шампанского. Холодок же в отношениях появился через несколько лет. Как-то, обсуждая ход переходного турнира, Владимир Васильевич делился со мной, кого ему нужно победить, чтобы отстоять место в элите. Однако ни словом не обмолвился, как собирается играть с «Прогрессом». Это уже потом я понял, что сам должен был догадаться отдать матч столице. Крикунов решил, что заострять на этом внимание излишне. С легкой душой готовил ребят как к обычной встрече. Тем более что их не надо было настраивать на поединок против «Динамо», где большинство из них в то время не пришлись ко двору. Жажда отвергнутых доказать состоятельность и явилась причиной сенсации. После нее Крикунов решил, что я мечу на его место. Хотя мне прекрасно работалось в гродненской команде, которую мы с энтузиастом Леонидом Котком создавали почти с нуля. Благодаря, конечно, огромной помощи тогдашнего председателя колхоза «Прогресс» Александра Дубко, – отмечал Варивончик.
Трижды выиграл с «Неманом» золото чемпионата Беларуси как главный тренер и четырежды – как функционер
В 1991 году «Прогресс» был переименован в «Неман». Клуб полностью перебазировался в Гродно, когда в городе открылась ледовая арена. До этого же команда проводила домашние матчи в литовском Электренае и Минске. К своему первому золоту в суверенном чемпионате Беларуси «Неман» шел шесть лет. После двух серебряных и трех бронзовых медалей гродненцы взяли титул в 1998 году, а затем в 1999-м и 2001-м. В 1996 году «Неман» стал первым чемпионом ВЕХЛ (Восточно-европейской хоккейной лиги).
Затем у «Немана» настали сложные времена, в том числе начались проблемы с финансированием, и Варивончик принял предложение «Гомеля», где отработал два сезона (2004-2006). В «Неман» же его в 2006 году вернул Владимир Шенько, который был тогда главным тренером команды. Три сезона Анатолий Михайлович трудился в тренерском штабе, а затем перешел на административную работу, был и руководителем клуба, и заместителем, и начальником команды. За это время «Неман» еще четыре раза выиграл чемпионат Беларуси (2013, 2014, 2017, 2018), трижды – Кубок Руслана Салея (2014, 2016, 2018), а в 2015-м стал обладателем Континентального кубка.
– Всегда запоминаются первые победы. Когда появилась ВЕХЛ, стали там первыми чемпионами. Спустя два года впервые выиграли чемпионат Беларуси… Еще не забуду золото 2014-го, когда по ходу сезона пришлось расстаться с Кравченко и команду принял Пушков. Тогда была очень сложная ситуация – имели долги перед всеми хоккеистами. 31 января закрывалось трансферное окно, и очень многие приходили, просили отпустить. Как-то удалось убедить ребят, что с ними рассчитаются, и сохранить коллектив. В итоге довели дело до победы, – приоткрыл Варивончик детали чемпионства-2014.
Рекордсмен по числу матчей у руля сборной Беларуси
В 1996 году Анатолий Варивончик был назначен главным тренером сборной Беларуси. На этом посту он отработал пять лет – до 2001-го. Под его началом национальная команда дважды завоевывала путевки на Олимпийские игры. Правда, Анатолий Михайлович возил сборную лишь на Игры в Нагано-1998, где белорусы пробились в четвертьфинал. А на Олимпиаде-2002 командой руководил уже Владимир Крикунов, добившийся с ней рекордного 4-го места.
В 1997 году Анатолий Варивончик вывел сборную Беларуси в элитный дивизион чемпионата мира, а на следующий год в классе сильнейших занял с ней 8-е место. В 1999 и 2000 годах сборная занимала на ЧМ 9-е места, а в 2001-м стала 14-й и покинула элитный дивизион, поскольку команда Японии имела бронь от вылета. Анатолий Варивончик после турнира ушел в отставку.
Но он до сих пор является рекордсменом по числу матчей у руля сборной Беларуси – 78 игр (38 побед, 12 ничьих, 28 поражений, разница шайб 282-234).
– Считаю этот отрезок наиболее ярким в своей карьере. Он позволил прикоснуться к большому хоккею, о котором в советские времена приходилось только мечтать. Распад СССР открыл многим белорусам, в том числе и мне, дорогу на чемпионаты мира и Олимпиаду. Причем Игры в Нагано-98 были первыми в истории, ради которых был сделан перерыв в НХЛ. И мы получили возможность не только любоваться игрой самого Гретцки, но и выйти против него на площадку. Это был грандиозный праздник, как путешествие на другую планету. И хочу сказать спасибо всем ребятам, с которыми доводилось сотрудничать в сборной Беларуси. Это была замечательная команда, с которой очень легко работать. Ее не нужно было учить играть в хоккей. Важнее – не мешать. Своей главной задачей видел создание благоприятной атмосферы в коллективе, большое значение уделял общению вне льда, – так вспоминал Варивончик о работе в национальной команде.
«Главное – не раскисать. Если бы я раскис, уже давным-давно все закончилось бы печальным исходом»
Спортивный характер не раз пригодился Анатолию Варивончику и после завершения карьеры. Мало кто знает, что в 2012 году он перенес операцию по поводу онкологического заболевания. Но, понятное, дело, что этим борьба с болезнью тогда не закончилась. Регулярное наблюдение в онкологическом центре, анализы крови, процедуры, уколы… В 2017 году он рассказал об этом испытании.
– Знаешь, некоторые воспринимают подобные испытания в духе «ай-яй-яй!» и чего только в голову не набирают. Но здесь главное – не раскисать. Если бы я раскис, уже давным-давно все закончилось бы печальным исходом. Когда мне это объявили, воспринял стойко. Единственное – бросил курить, чего никак не мог сделать много-много лет. Помню, узнав, что нужна операция, позвонил врачу. Спросил: «Как лучше? Может, постепенно отказываться? По две сигаретки в день, по одной…» Он ответил: «Хочешь курить – кури. А хочешь жить – бросай». Я здесь же выкурил последнюю – и все. Говорили, будет ломка, организм так быстро не откажется… Но жизнь заставила, и больше не хотелось.
***
Федерация хоккея Беларуси поздравляет Анатолия Варивончика с 68-летием и желает ему крепкого здоровья, счастья в семье и долгих успешных лет, в том числе и в хоккее.