В Риге за сборную Беларуси могут сыграть 11 дебютантов – подобного не случалось с ЧМ-2013
Одна из первых вещей, которая обращает на себя внимание в опубликованном ростере сборной – количество дебютантов чемпионата мира. Пока их аж одиннадцать, с отсеянными в последний момент Усовым и Сапего могло быть еще больше, а одна позиция до сих пор вакантна, что оставляет вариант пополнения списка.
Это очень много – почти половина команды. Когда белорусы в первый раз вышли в четвертьфинал в 2006 году, новичков турнира было всего трое (Денисов, Кукушкин и Курилин). На домашний чемпионат-2014 Хэнлон взял пятерых дебютантов, двое из них – натурализованные Лаланд и Платт. В следующем году у Льюиса из непроверенных в условиях мундиаля были только Лисовец и Устиненко.
Чуть выделяется ЧМ-2009, где семь игроков впервые поехали на такой турнир. Игорь Брикун тогда так и не вышел на лед, а Стефанович, Коробов и Антонов получали кто пять минут за матч, кто еще меньше. Бо́льшую роль играли только Ковыршин, Иван Усенко и Андрей Стась.
Предыдущий рекорд (если исключить самый первый и дебютный для всей команды ЧМ) был установлен в 2013 году. У Андрея Скабелки в ростере тоже было 11 новичков. Результат того турнира наверняка многие из вас хорошо помнят – 14-е место, одна победа в семи матчах. И та добыта над словенцами в самой концовке встречи благодаря голу Алексея Угарова.
Список фамилий дебютантов многое объясняет – Белинский, Филичкин, Казнадей, Маслеников, Шинкевич, Еронов, Андрющенко, Гаврус, Кислый, Соломонов, Ефименко. Все, кроме Гавруса, проводили или завершали клубный сезон в чемпионате Беларуси. Переход на такой уровень большинству объяснимо дался непросто.
Но в сборной Захарова новички совершенно другого плана. Здесь только два игрока из внутреннего первенства, и то не очень стандартные. В остальном – молодежь с богатым опытом игры в КХЛ и очередная порция «новых белорусов». С неприездами все тоже гораздо лучше, чем у Скабелки на ЧМ-2013. В итоге получается совершенно уникальная ситуация, аналогов которой в истории сборной еще не было. Здесь смешалось все – и смена поколений, и паспортизация, и интересный выбор тренерского штаба.
Давайте изучим путь в сборную каждого новичка немного детальнее.
Андрей Белевич (1997)
Лучший форвард сборной Беларуси на МЧМ-2017 уже давно находился в числе кандидатов на попадание в состав. В 2018 году он активно готовился к турниру, но был отцеплен в последний момент перед отъездом в Данию.
Андрея это не смутило, он продолжил карьерный рост. Сначала провел добротный сезон в Молодечно, весной 2019-го его не взял в Нур-Султан Андрей Сидоренко, но в то же время молодой форвард подписался с нижегородским «Торпедо» и сумел закрепиться в КХЛ. В Латвию Белевич едет с двумя сезонами в одной из сильнейших лиг мира за плечами и реноме игрока, на которого можно положиться в различных ситуациях.
Владислав Кодола (1996)
Еще несколько лет назад гомельчанин Кодола воспринимался классическим «отрезанным ломтем». Он с юных лет развивался в России, затем уехал в Канаду, вернулся в МХЛ, и за все это время так и не появился в сборных Беларуси разных возрастов. Однако Владислав не был заигран и за Россию, что оставляло варианты.
Интересный поворот случился в сезоне прошлом, уже после того, как сборную возглавил Михаил Захаров. Он убедил Владислава, который к тому времени сыграл несколько матчей за олимпийскую сборную России, выбрать Беларусь. На февральском турнире в Словакии Кодола был назначен капитаном команды и в первом же матче против хозяев отдал голевую передачу Сергею Боголейше.
В прошедшем чемпионате КХЛ Владислав набрал 32 очка. Больше 30 баллов из игроков сборной Беларуси, родившихся в нашей стране, ранее зарабатывали только Алексей Калюжный и братья Костицыны. Неплохой индикатор уровня игры 24-летнего форварда.
Франсис Паре (1987), Шейн Принс (1992), Дэнни Тэйлор (1986)
Пятый, шестой и седьмой североамериканцы сборной Беларуси, прошедшие через минское «Динамо». Игроки, призванные здесь и сейчас восполнить пробелы в ростере команды.
Из этой троицы больше других вдохновляет Принс, который в ходе прошедшего сезона временами заставлял верить в то, что у него еще есть шанс вернуться в НХЛ. Автор четвертого по результативности сезона в истории «Динамо» с 49 (25+24) очками в 52 матчах. Выше только Мэтт Эллисон и Шарль Лингле.
Тэйлор на бумаге должен стать одним из ключей к решению вратарской проблемы. У Паре, по идее, осталось время на пару сезонов на неплохом уровне, но его выступление в «Динамо» не оправдало всех ожиданий.
Герман Нестеров (1991)
Пожалуй, самый неожиданный игрок в списке. По крайней мере, еще в начале сезона такой поворот событий невозможно было представить.
Теперь же Нестеров, кроме серебряных медалей, званий лучшего хоккеиста экстралиги и самого ценного игрока плей-офф, имеет белорусский паспорт и право представлять нашу страну на чемпионате мира. Удивительный поворот в карьере 29-летнего воспитанника нижнекамской школы хоккея, который может получить дальнейшее развитие в случае хорошего выступления Германа на турнире.
Также Нестеров – единственный новичок, представляющий экстралигу «А». Больше никто такое право не заслужил.
Константин Шостак (2000)
Еще один хоккеист из нашей страны, долгое время развивавшийся в Череповце, который оказался в сборной после появления на посту главного тренера Михаила Захарова.
21-летний голкипер получил немного практики в КХЛ, но в основном в прошедшем сезоне выступал за пермский «Молот» в ВХЛ. Однако куда больше обнадеживает то, что в спаррингах, в которых Константину доверяли рамку, он выглядел довольно уверенно.
Алексей Колосов (2002)
19-летний белорусский вратарь провел 9 матчей в прошедшем сезоне КХЛ за минское «Динамо» – предложение, которое еще недавно выглядело нонсенсом. Колосов сумел превратить его в быль.
Большой талант, который при удачном стечении обстоятельств поможет нам забыть выражение «вратарская проблема» (на пару с тем же Шостаком).
Кандидат на драфт НХЛ. Может стать первым вратарем из нашей страны, который удостоится такой чести – и это достаточно распространенное мнение. Уже данный факт говорит о многом.
Как только Колосов сыграет хотя бы минуту в Риге – станет самым молодым вратарем в истории нашей сборной на чемпионатах мира. Пока никому моложе 21 года не удавалось сыграть на топ-турнире.
Владислав Еременко (1999)
Еще один представитель нового поколения белорусских хоккеистов, заставшего не только эпоху ледовых дворцов, но и поездок в Канаду, а затем и сам выступавший в WHL.
Уже два сезона отыграл в КХЛ. И если в первый год демонстрировал интересные вещи в атаке, но часто заставлял браться за голову после действий в своей зоне, то в прошедшем чемпионате показал серьезный прогресс. Владислав стал гораздо более сбалансированным и куда лучше физически готовым к взрослому хоккею.
Его потенциал еще не раскрыт полностью, поэтому надеемся, что и в Риге мы станем свидетелями дальнейшего развития Еременко.
Дмитрий Знахаренко (1993)
Начиная с первого сезона в «Динамо», Знахаренко регулярно был недалеко от ЧМ, но попасть в состав не получалось. В 2016 и 2018 годах его отсеивали незадолго до начала турнира. В 2017-м Льюис Дмитрия не вызвал, в 2019-м хоккеисту помешала травма.
Он годами «ел» своим телом шайбы в меньшинстве и равных составах, чтобы наконец заслужить этот шанс. И, похоже, получилось. Спустя почти шесть лет после дебюта за сборную Знахаренко должен впервые сыграть на чемпионате мира.
Данила Климович (2003)
18-летний форвард проложил себе путь в Ригу ярким выступлением на ЮЧМ в США, где забросил 6 шайб в пяти матчах. Довольно интересный выбор тренерского штаба на фоне грядущего драфта НХЛ. Особенно вдохновляет информация о том, что Климовича пробовали в бригадах большинства.
Данила совершенно точно не побьет рекорд Константина Кольцова, который дебютировал на чемпионате мира в элите в возрасте 18 лет и 16 дней, да и самая молодая шайба Андрея Костицына не под угрозой (18-3-2) – в день старта турнира Климовичу будет 18 лет, 4 месяца и 12 дней. Но у него точно есть талант для того, чтобы удивить нас не только в США, но и в Риге.
Текст: Константин Кораблев