Федерация Событие 12 августа 2022

«Наша цель – посадить детей на крючок занятия спортом». С этого года хоккей станет частью уроков физкультуры

Рассказываем, что будет дальше с проектом «Хоккей идет к детям».

Прошлой осенью ФХБ запустила масштабный проект «Хоккей идет к детям». Суть которого в том, чтобы привлечь как можно больше детей из малонаселенных городов к занятию этим видом спорта.

Для участия в проекте мы выбрали три города: Ивацевичи, Пружаны и Лунинец. Программа рассчитана на три года. Как прошел первый, какие идеи предложила ФХБ, чтобы заинтересовать детей, и что будет дальше, узнали у заместителя начальника управления по развитию и детско-юношескому хоккею Антона Мартыненко:

– Выбрали эти города потому, что там были очень слабые наборы при наличии ледовых дворцов. Суммарно – 15 человек. Нужно было понять, почему дети не идут в хоккей и что с этим можно сделать.

Во-первых, решили максимально освободить родителей от части нагрузки: закупили форму, решили вопрос с тем, как детям добираться до ледовых дворцов. Во-вторых, подключили тренеров, которые могут на хорошем уровне реализовывать этот проект. И, самое главное, когда пришли к детям, мы не стали им навязывать хоккей.

– Это как?

– Если мы придем в класс и скажем, что пришли набирать в хоккей, девочки сразу отпадут. Поэтому решили сделали акцент на том, что этот проект – хорошая возможность научиться кататься на коньках, а еще – это очень весело, интересно и полезно для здоровья.

Да и в первый год проекта детям даже клюшки в руки не давали, важно было научить их уверенно стоять на коньках, а потом уже все остальное. В итоге, половина из нашего набора – девочки. Кстати, сейчас они попробовали флорбол – хоккей на земле. И именно девочки просили, чтобы им дали клюшки. Так что нужно не навязывать ребенку хоккей, а создать все условия, чтобы мальчики и девочки сами выбрали этот вид спорта.

– Если дети не видели ни клюшек, ни шайб, чем занимались на льду?

– Проще перечислить, чем они не занимались :) То они из поролоновых кубиков строили замки на льду, то канат перетягивали, то с обручами и мячами бегали. Наша задача была в том, чтобы создать у детей положительные эмоции и таким образом привлечь их к занятию физкультурой. Может быть, они потом выберут для себя шорт-трек или фигурное катание. Так что таким способом мы помогаем и смежным видам спорта.


– И как изменилась картина с набором?

– В трех городах набрали порядка 360 детей. Для сравнения, по всей стране занимаются 660 человек. В следующем году цифра будет еще больше. Мы хотим сделать этот проект не как кружок или секцию, а частью урока физкультуры для детей 1-3 классов, чтобы всех дети, у которых не противопоказаний по здоровью, могли выходить на лед.

Благодаря этому проекту мы еще и заполняем ледовые дворцы, которые пустовали. Сейчас дети сами ведут родителей на каток. Это видно по фотографиям с массового катания: как было перед началом проекта и что стало после – чувствуется разница.

– Какой ключевой аспект позволил так кардинально увеличить набор?

– Мы попытались разобраться, почему эта проблема не решается и в итоге постарались избавить родителей от всех проблем, сэкономив их деньги и время. Мы предоставили детям экипировку и договорились с городскими властями о предоставлении автобусов для подвоза ребят на ледовый дворец и обратно.

Теперь самая главная задача федерации в том, чтобы сделать для регионов единую модель, с помощью которой можно привлечь детей к катанию на коньках и занятию хоккеем.

– Что будет с этим проектом дальше?

– Он еще не закончен. Программа рассчитана на три года, и мы продолжим работать в этих городах. Только теперь в рамках уроков физкультуры.

Концепция такая: в первый год мы с детьми учимся кататься на коньках, во второй даем клюшку, третий – включаем их в соревновательную деятельность внутри школы. Если организовать турнир по правилам хоккея «три на три», то в одной школе можно собрать несколько команд и организовать первенство школ: класс против класса, школа против школы. В этих турнирах в одной команде смогут играть и мальчики, и девочки.

– При самом оптимистичном варианте, когда этот проект сможет выйти на республиканский уровень?

– Это экспериментальная программа, прежде чем внедрять что-то на массовом уровне, нужно просмотреть на эффективность. Для начала нам нужно все реализовать на уровне трех выбранных городов. Это еще ближайшие два года. Потом посмотреть на результаты этой экспериментальной деятельности с точки зрения физической и психологической подготовленности детей. Дальше все будет зависеть от руководителей регионов, которые, увидев результат, решат, нужен им этот проект или нет.

Но, думаю, наша доказательная база поспособствует тому, что проект будет реализовываться дальше. Даже спустя год увидели, что он работает.

Совсем скоро новый учебный год и второй сезон проекта «Хоккей идет к детям», о том, что нового ждет ребят, спросили у начальника управления ФХБ по развитию и детско-юношескому хоккею Павла Михеда:

– С этого года в наших трех городах проект станет частью обязательной учебной программы на уроках физкультуры. То есть, если в прошлом году проект был скорее как факультатив, то теперь будут проходить полноценные уроки.

На физкультуру у первоклашек отводится три занятия в неделю: два из них будем тратить на катание, а одно – на общефизическую подготовку. Также продолжим занятия и в рамках продленки, как было в прошлом году. За такое количество часов в неделю мы сможем ребятам поставить основу техники катания.

Но главное, теперь абсолютно каждый ребенок получит возможность попробовать себя в катании на коньках. Введение нашего проекта в учебную программу увеличит количество вовлеченных детей до 500 только в одном городе.

– Как в школах отреагировали на эту идею?

– Мы чуть позже планируем детально пообщаться с местными управлениями образования и презентовать экспериментальную программу. Однако по предварительному разговору понятно, что на местах станет проще с реализацией проекта. Раньше у нас не было такого мощного подспорья в виде учебной программы Минобразования.


– Кто будет работать с детьми?

– В прошлом году мы подобрали 2-3 тренеров на город. Теперь планируем увеличить количество специалистов до 5-7 человек. В первую очередь, набираем молодых ребят, у которых одновременно есть и тренерское образование, и игровой опыт, и желание попробовать себя в новом виде работы с детьми.

Почему не ищем специалистов с длинной игровой карьерой? Повесив коньки на гвоздь в 30-35 лет, хоккеисту очень сложно возвращаться на детский уровень. А вот те, кто завершил довольно рано, абсолютно не против работать с малышами.

Мы даже решились на эксперимент и попробовали в роли тренера опытного наставника. Оказалось, что его видение не совпало с нашим. А вот молодым специалистам наши идеи даются легче, да и методистам из федерации проще корректировать их работу. Поэтому мы ищем молодых, открытых тренеров и, в принципе, находим. У нас уже сформировался хороший пул, есть из кого выбирать. Нужное нам количество специалистов уже есть.

– Вы упомянули о взгляде ФХБ на тренировочный процесс, как он должен выглядеть? И чем занятия в проекте отличаются от тренировок в СДЮШОРах?

– В этом и суть, что мы с шести лет не растим профессиональных спортсменов. Наш подход в том, чтобы детям стало интересно заниматься спортом и хотелось возвращаться на занятия. Скажем так, посадить их на крючок занятия спортом.

Во-первых, для этого все уроки должны проходить через игру. Во-вторых, каждому ребенку нужно внимание. Просим наших тренеров не упускать это из вида. На тренировке, нужно поговорить с каждым ребенком, без исключения, что-то у него спросить, что-то подсказать. Ни один малыш не должен уйти оставшись без внимания тренера, потому что он для ребенка – это как некое сверхсущество. Дети готовы слушать тренера, поэтому и от него должна быть обратная связь. Но при этом мы не должны забывать, что занимаемся спортом, и все это дело не должно превращаться в балаган. И в спортивной развитости ребенка необходимы результат и прогресс.

А если малыш проявит интерес, у него будут качества, которые соответствуют нашему виду спорта, то мы его через 2-3 года занятий зачислим в учебно-тренировочную группу хоккейной школы. Считаем, что той базы, которую мы дадим в рамках проекта, станет хорошим подспорьем на уровне СДЮШОР.

– Помимо введения в обязательную школьную программу, какие еще изменения ждут проект?

– Детей, которые занимаются второй год, будем потихоньку подводить к хоккею. Ребята уже говорят, что хотят попробовать себя в этом виде спорта. Пока мы только учили детей кататься на коньках, до января продолжим уделять внимание этому компоненту, а потом начнем ребятам давать клюшку, надевать на них хоккейную амуницию. Планируем через год проводить полноценные матчи в том числе внутри одной школы, например, класс против класса.

– А что говорят родители и дети, как им такой эксперимент?

– Начнем с того, что, к примеру, в Лунинце значительно выросло количество людей, которые посещают сеансы массового катания. Мы поняли, что это эффект от наших занятий. То есть дети учатся кататься на коньках, им это интересно, и они берут родителей за руку и идут на выходных кататься всей семьей.

Да и в принципе, я состою во всех школьных чатах проекта, и вижу, что родители благодарят тренеров. Были очень милые символические персональные подарки для тренеров, сделанные своими руками, например, сувениры из дерева, где вырезана фамилия тренера. Видно, что наших специалистов ценят, на них рассчитывают, плюс, сейчас, несмотря на начало августа, люди начинают в чатах спрашивать, когда начнутся занятия. Пока говорим, что еще не время, и люди расстраиваются. То есть все воспринимается положительно. Надеемся, что и дальше так будет.

– Когда планируете начать занятия?

– Вообще по программе начнем заниматься с сентября.

– Второгодки начнут заниматься хоккеем, как думаете, как эту историю воспримут девочки? Не боитесь, что потеряют интерес?

– Я думаю, они нормально воспримут. В Ивацевичах в порядке эксперимента набрали второклашек, их сразу определили в хоккейную школу, где все занимались в соответствующей амуниции. Ни родителей, ни детей это не испугало, более того был приток детей. Если начинали заниматься с 20 детьми, то к концу набрались две полноценные группы, почти половина из которых – девочки.

Также смотрю, как девчонки играют во флорбол – это игра той же клюшкой только с мячом и без коньков на паркете. Девочки там вполне мальчишкам давали фору.

Да и мы постарались объяснить родителям, что хоккей – это и женский вид спорта, в который играют во всем мире. В женском хоккее нет силовых приемов, это не опасно, и не более травматично, чем, к примеру, футбол.

– Как ФХБ будет участвовать и контролировать все то, что происходит в этих трех городах?

– На каждой арене у нас установлены камеры, с помощью которых мы удаленно сможем наблюдать за всем происходящим. Конечно, периодически будем туда выезжать, смотреть, как проводятся занятия, помогать решать проблемы.

Также нужно сказать, что всех тренеров проекта принимаем как тренеров групп начальной подготовки. Привлекаем их к кэмпам федерации и к методическим совещаниям, которые проходят раз в месяц для тренеров групп начальной подготовки. Некоторых из этих специалистов приняли на работу в местные спортивные школы на должность хоккейных тренеров и передали им определенные возраста. Так что они – полноценная часть большой тренерской семьи.

Текст: Наталья Федорцова