«Два десятка носилок», деревянная клюшка и патриотизм. 30 лет назад сборная Беларуси провела первый матч в истории
Ровно 30 лет назад, 7 ноября 1992 года, национальная сборная Беларуси провела первый матч в суверенной истории. Три года назад Hockey.by посвятил этому событию большой материал, сегодня мы, чуть обновив, его повторяем.
Итак, дебютный поединок. И сразу – официальный, и даже в какой-то степени судьбоносный. Дело в том, что Минску доверили принять один из квалификационных турниров к чемпионату мира в группе «С». После распада СССР на хоккейной карте появились сразу несколько крепких сборных, готовых конкурировать с представителями сильнейшего дивизиона, который состоял тогда из 12 команд. Но восхождение Беларусь, Латвия, Казахстан и Украина начали тогда с низов, наряду с Грецией, Израилем, Турцией, Хорватией, Словенией, Литвой, Эстонией…
Правда, Международная федерация хоккея довольно странно разделила участников по группам. Если латвийцам в соперники попались эстонцы и литовцы, греков свели вместе с израильтянами и турками, то в Минске собрались Беларусь, Украина и Казахстан. Однако, в отличие от других групп, наша делегировала в дивизион «С» не одну, а две лучшие команды.
Но, как потом оказалось, с задачей справиться тому созыву сборной Беларуси не удалось.
Владимир Сафонов - первый главный тренер сборной Беларуси. После 1992-го он еще возвращался в ее штаб.
Первый главный тренер национальной команды Владимир Сафонов, руководивший тогда и минским «Динамо», вспоминал, что к этому турниру сборная практически не готовилась, играла с листа.
В «Динамо» в то время полгода, если не больше, не платили зарплату. Несколько человек основного состава не смогли сыграть из-за травм и болезней, в том числе опытнейший голкипер Александр Шумидуб. Поэтому вызвали Леонида Фатикова. Не смогли приехать в сборную и легионеры, их не отпустили клубы, поэтому пришлось обходиться без Андрея Ковалева, Александра Андриевского, Олега Микульчика, Александра Гальченюка, Юрия Кривохижи, Андрея Расолько, Михаила Захарова и других ребят.
Сборная Беларуси на квалификации к группе «С» чемпионата мира-1993:
вратари – Леонид Фатиков (СТС-Санок, Польша), Александр Гавриленок (Динамо, Минск);
защитники – Олег Хмыль, Олег Романов, Эдуард Дьяконов, Александр Алексеев, Сергей Стась (все – Динамо, Минск), Дмитрий Ничиухин, Олег Леонтьев (оба – Неман Гродно);
нападающие – Андрей Андриевский, Вадим Бекбулатов, Василий Панков, Юрий Файков, Эдуард Занковец, Дмитрий Панков (все – Динамо, Минск), Аркадий Павлюченко, Игорь Ковалевский, Артур Аминов, Андрей Кошкин (все – Неман, Гродно), Владимир Каленицкий, Сергей Шитковский (оба – Химик, Новополоцк).
В тренерский штаб Владимира Сафонова тогда вошли Валерий Воронин и Владимир Семенов.
Основу сборной составили те из минских динамовцев, кто готов были выйти на лед, плюс прибыло подкрепление из Гродно и Новополоцка.
«Денег нет, но два десятка носилок, чтобы вынести вас со льда, мы найдем»
6 ноября, в первый день турнира, Казахстан обыграл Украину – 5:4. Белорусам предстояло стартовать с украинцами 7 ноября.
Сборная Украины тогда была составлена на основе киевского «Сокола», который представлял собой серьезную силу в последние годы существования СССР. Сборная Казахстана - сформирована на основе крепкого усть-каменогорского «Торпедо» и клуба из Караганды.
- Собрались за день-полтора до начала турнира. Были даже проблемы с формой. Готовились на базе в Раубичах вместе с минским «Динамо». Оттуда выезжали и на матчи, – говорит Владимир Сафонов. – Вот в таких муках рождалась команда. Но те ребята, которые оказались в составе, очень серьезно отнеслись к турниру. О деньгах и вовсе никто не вспоминал. Каждый хотел проявить себя, победить.
Последнее собрание перед началом первого матча провел тогдашний глава федерации хоккея Евгений Кириллович Анкуда. Он признался, что финансов на то, чтобы платить такие премиальные, как обещали своим игрокам те же Украина и Казахстан, нет. И сказал примерно следующее: «Но два десятка носилок, чтобы вынести вас со льда, когда вы отдадите все силы на площадке, мы найдем».
- На мой взгляд, хорошая речь. Каждый понял, что он впервые будет играть за страну и должен отдаваться полностью, чтобы выиграть этот международный турнир и попасть на чемпионат мира в группу «С», – уверяет первый тренер сборной.
Однако первый блин вышел у белорусов комом. Более опытные и мастеровитые украинцы победили, дожав хозяев в третьем периоде. Хотя после 40 минут игры преимущество южных соседей составляло всего одну шайбу.
Беларусь – Украина – 1:4 (0:0, 0:1, 1:3)
0:1 – 26:04 Фадеев (Шастин), ГБ
0:2 – 42:07 Кулабухов
0:3 – 43:55 Степанищев (Фадеев, Шастин)
0:4 – 47:41 Степанищев (Шастин, Савицкий)
1:4 – 50:58 В.Панков (Файков), ГБ
Штраф: 30 – 34
БЕЛАРУСЬ: Фатиков; Алексеев (К) – Дьяконов, Занковец – Бекбулатов – Ковалевский; Романов – Ничиухин, Каленицкий – В.Панков – Файков; С.Л.Стась – Хмыль, Шитковский – Д.Панков – Андрей Андриевский; Кошкин – Аминов – Павлюченко; Леонтьев.
7 ноября 1992 года. Минск, Дворец спорта. 2600 зрителей.
«Сокол» гремел в СССР при тренере Анатолии Богданове. Этот специалист к тому времени уже ушел из клуба, но киевская команда еще оставалась на ходу. Плюс Анатолий Степанищев и Рамиль Юлдашев, которые уже успели поиграть в Швейцарии, Евгений Шастин был лидером омского «Авангарда»…
«С первым вбрасыванием мандраж улетает – и пашешь, и работаешь…»
Степанищев положил в итоге белорусам две шайбы, Шастин сделал три голевых паса.
Хозяева ответили единственным голом Василия Панкова в третьем периоде.
Олег Хмыль и Василий Панков в «Тивали».
- Да, помню тот момент, с пятака забросил, – говорит автор первой в истории шайбы сборной Беларуси. – Надо сказать, по делу они нас переигрывали. У нас в основном еще молодые были, а они уже мастера, некоторые и в сборную СССР привлекались.
Но нас это не пугало, конечно. Мы думали в первую очередь о надписи «Беларусь» на майке, тогда герба никакого на форме еще не было, кажется.
Шли сражаться за родину, за страну. А ведь время непростое было – и формы не было, и клюшек не хватало.
Чем в первую очередь этот матч запомнился? Тем, что с него начиналось становление суверенного белорусского хоккея. Хотя до этого, конечно, была проделана большая работа тренерами на детском и юношеском уровне, которые готовили ребят к взрослому хоккею. СССР распался, и чувствовалась огромная ответственность за то, что представляешь сборную белорусской земли, на которой родился и вырос. Не знаю, как у кого, но у меня волнение перед игрой точно присутствовало, хотя вроде и не самым молодым был. У меня волнение и сейчас бывает, когда что-то не получается. Но с первым вбрасыванием мандраж улетает - и пашешь, и работаешь…
А вообще, когда мы с нашей сборной поднимались наверх, то выезжали мы тогда на патриотизме, характере, силе воли. Непростой пришлось проделать путь к элитному дивизиону. Спотыкались ведь мы не только в первом своем историческом матче. Хорошо помню сражение в 1994 году со Словакией в Тренчине, где мы уступили 1:2. У них там вроде даже НХЛовцы были, – вспоминает Василий Панков, который через три года после дебюта в сборной, в 1995-м, будет признан лучшим хоккеистом страны.
«Самый курьезный момент в моей карьере»
8 ноября Беларусь встречалась с Казахстаном, и у нее еще были шансы даже на первое место в группе, но надо было побеждать с разницей в 5-6 голов. А для второго, также проходного места, нужна была победа в три шайбы.
В итоге судьбу путевки в дивизион «С» решила нелепая шайба. Белорусы победили 3:1, голами отметились форварды Эдуард Занковец, Дмитрий Панков и защитник Сергей Стась.
- Мы лидировали – 3:0. Но Александр Гавриленок пропустил после броска с чужой половины площадки. Это, наверное, самый курьезный момент в моей карьере, – досадует Владимир Сафонов.
Итоговое положение:
1.Украина – 2 очка (разница шайб 8-6)
2.Казахстан – 2 (6-7)
3.Беларусь – 2 (4-5)
Так получилось, что три команды набрали равное количество очков, но при одинаковой разнице шайб с Казахстаном у белорусов оказалось меньше заброшенных. Поэтому хозяева оказались последними в таблице, а Украина и Казахстан вышли в группу «С», где уже весной 1993-го завоевали путевки в дивизион «В». А вот Беларусь в 1994-м продолжила выступления в группе «С1» куда угодила еще и Словакия после распада Чехословакии.
- У нас были кадровые проблемы. Во втором матче минского турнира, против Казахстана, защитника Александра Алексеева пришлось задействовать в нападении, – отмечает Владимир Сафонов. – Но я благодарен ребятам, что в той ситуации, в которой мы тогда оказались, они смогли отдать все на площадке, боролись от первой до последней минуты.
Волнение? Большинство парней уже поиграли на уровне сборных – юношеских, молодежных на Спартакиадах народов СССР, где уровень был будь здоров! Причем белорусские команды там дважды побеждали. А кто-то привлекался и в сборные СССР. Уже были закалены. Так что никого, я уверен, не трясло. А выход в форме сборной суверенной страны только добавил мотивации. Но надо отдать должное игрокам «Сокола» и «Устинки».
«Это незабываемые эмоции, когда выходишь играть за свою родную страну, да еще на первом в ее независимой истории турнире»
18-летние Сергей Стась и Дмитрий Панков были самыми юными в той сборной. Но именно они забросили по шайбе в ворота Казахстана во второй встрече. И их голы могли принести белорусам повышение в классе.
- Для меня первые воспоминания о том матче – это независимая Беларусь. Раньше была мечта пробиться в сборную Советского Союза, для начала юношескую. А теперь у нас появилась уже своя национальная команда, – вспоминает Сергей Стась, который нынче работает главным тренером «Гомеля».
Сергей Стась на Олимпиаде-2002 в Солт-Лейк-Сити.
- Да, мы понимали, что это была всего лишь группа «С», в которую мы пробивались в начале пути. Но в то же время осознавали, что уже через несколько лет у нас может быть возможность выступать и на элитном уровне, бороться с грандами. Это заоблачная мотивация. Ну и торжественность момента, ответственность – все-таки это незабываемые эмоции, когда ты выходишь играть за свою родную страну, да еще на первом в ее независимой истории турнире!
Мы с Димой Панковым были самыми молодыми в команде, нам было всего по 18 лет, и вдвойне было приятно, что уже в таком возрасте тебе доверили место в сборной.
Первый матч сложился неудачно, но во втором впечатление немножко сгладилось благодаря тому, что забросил шайбу Казахстану. Может, немножко перегорели перед родными трибунами? Первый блин получился комом, но дальше потихоньку начали карабкаться к сильнейшему дивизиону.
Сами матчи помню неплохо, а вот по антуражу воспоминания уже как-то стерлись. Финансовые проблемы в минском «Динамо» меня как молодого игрока на тот момент вообще как-то не занимали. Может сейчас молодежь и не поверит, но тогда о деньгах вообще не думал! Главное было – пробиться в «Динамо» и сборную. Была деревянная клюшка – все нормально! А контракты, зарплаты – это уже потом, когда старше стал.
«Новому поколению сложно представить, что в минском «Динамо» хоккеист на матч не мог выйти из-за того, что лезвие коньков от ботинок оторвалось»
Первый главный тренер сборной Беларуси считает, что, несмотря на стартовое поражение, первая страница в биографии национальной команды была очень важна для становления суверенного хоккея.
- Не зря же многие из того состава много лет с достоинством защищали цвета сборной Беларуси, выступали в сильных клубах. Я ведь три раза в сборную приходил. И некоторые держали уровень и спустя годы. Немало игроков из того поколения стали тренерами, имена которых и сейчас на слуху. Это говорит о том, что мы тогда в них не ошиблись, – уверен Владимир Сафонов.
Капитаном в первом матче сборной был Александр Алексеев.
Александр Алексеев - первый капитан сборной Беларуси.
- Точно не помню, но, скорее всего, его выбрала команда, а не тренеры назначали. Саша был коммуникабельным парнем, имел авторитет. Умел разговаривать, наладить контакт с любым, этим и располагал к себе, умел объединить. С ним было интересно пообщаться и нам, тренерам.
Хотя сам-то он из Башкирии. И наша команда, которая выиграла Спартакиаду вместе с Андриевским, Расолько, Кривохижей, Щеблановым в решающей встрече сражалась против сборной именно этой республики, где против нас выходили тот же Алексеев, Фатиков. Так что парни были знакомы еще в те времена, до того, как перебрались в Беларусь. И потом по жизни многие дружили, общались.
После собраний, который проводили мы, тренеры, ребята собирались потом еще на свой мужской разговор, где также обсуждали, как играть с тем или иным соперником.
Рядом с командой был тогда и Лев Контарович из Спорткомитета. Он всегда душой за хоккей переживал. Мне посчастливилось поработать с ним на разных соревнованиях – взрослых и юниорских. Он умел подобрать нужные слова, знал, как и когда их сказать, чтобы поддержать или взбодрить команду. Принес белорусскому хоккею очень много пользы, царствие ему небесное. И тренеры, и хоккеисты всегда будут его помнить.
Не очень хочется ворошить неприятные моменты, но шансов на успешный дебют сборной могло быть больше плюсов, если бы тогдашнее руководство минского «Динамо» больше думало не только о собственных интересах. Я с трудом представляю, как не получавшие по полгода зарплату ребята выживали, ведь мы, образно говоря, на выезды по трешке собирали. Эти нюансы не способствовали хорошему настроению, а только выбивали из колеи.
Новому поколению сейчас сложно представить, что в минском «Динамо» тогда и клюшек не хватало, и что хоккеист иногда на матч не мог выйти из-за того, что лезвие коньков от ботинок оторвалось, а другие купить не всегда могли.
Это сейчас у федерации запас клюшек, свой склад. Все четко организовано. А в тот период у ФХБ не было ничего. Все, что имелось в наличии у «Динамо», тем и пользовались. Только майки для сборной пошили. Смутный был период.
«Надо еще немного терпения – и опять будет у нас хоккей на хорошем уровне»
- Сейчас внимание и к хоккею, и к сборной совсем другое. Это и эмоции для народа, и правильное воспитание для детей. Думаю, это заложили в том числе и те ребята, с которыми национальная сборная делала первые шаги в своей истории. Они многое сделали, чтобы хоккей полюбили, пробились на Олимпиаду, не боялись на равных сражаться с грандами. Это настоящие мужики, они завоевали эту любовь своим отношением к делу. Значит, не зря старались, если народ полюбил хоккей в Беларуси.
Текст: Сергей Вишневский
Фото: «Прессбол», с сайта «Делаем вместе», Getty Image