НХЛ Событие 28 июня 2023

Шарангович – «огонек»! От Егора в «Калгари» ждут многого. Но чего стоит ждать белорусу от клуба?

Штормовая команда без россыпи суперзвезд, затеявшая глобальную перестройку и омоложение под руководством нового генменеджера. Но дающая шанс проявить себя!

Трейд Егора Шаранговича из «Нью-Джерси Дэвилз» в «Калгари Флэймз» стал, пожалуй, главным событием июня в НХЛ, если речь идет о белорусах. Новость важнее может появиться только в том случае, если кто-то из наших молодых талантов уйдет «с молотка» в первом раунде драфта. Но пока все взоры прикованы к главному лицу белорусского хоккея за океаном здесь и сейчас. Егор сменит восточное побережье США на канадскую провинцию Альберта, в обратном направлении проследует канадский нападающий Тайлер Тоффоли. Для Шаранговича это будет новый вызов после трехлетней кампании за «дьяволов». Сам Егор неоднократно отмечал, что готов оставаться в «Нью-Джерси» на протяжении всей карьеры, но жизнь вносит свои корректировки. О возможном обмене белоруса говорилось достаточно давно, но «Калгари» в списке команд, куда мог бы отправиться форвард, ни разу не фигурировал. И это – своего рода неожиданность, заставляющая нас пристальнее присмотреться к «огонькам» и тому, какие задачи будут стоять перед Шаранговичем на новом витке его карьеры.


Мог ли Егор остаться в «Нью-Джерси»?

Скорее нет, чем да. Теоретически клуб, конечно, мог бы сохранить белорусского форварда, но приоритетом для «дьяволов» было долгосрочное подписание других игроков. И контракты с Йеспером Браттом и Тимо Майером изначально виделись долгосрочными и «жирными». Братта в итоге подписали на 8 лет и 63 млн долларов, с Майером переговоры ведутся на тот же срок и едва ли на более скромные цифры. Кроме того, у «Нью-Джерси» есть первый номер драфта-2019 Джек Хьюз, который имеет соглашение до конца сезона-2029/30 и ежегодно стоит команде 8 млн условных единиц. На повышение зарплаты напрашивается и Доусон Мерсер, игравший по контракту новичка, но претендующий на долгосрочное соглашение. Остаются в команде дорогостоящие форвард Нико Хишир (7,25 млн) и Ондржей Палат (6 млн), ведущие защитники Дуги Хэмилтон (9 млн) и Джон Марино (4,4 млн).

В общем, кэпхит «дьяволов» здесь и сейчас далек от потолка в 83,5 млн, но, учитывая количество забот у Тома Фитцжеральда, до этого рубежа клуб дотянется быстро. На 28 июня в ростере значились всего 15 подтвержденных контрактов. И Егор Шарангович, несмотря на относительно скромную зарплату (в двух предыдущих сезонах форвард получал в среднем 2 млн долларов), не вписывался в долгосрочную стратегию клуба. К тому же у «дьяволов» за последние пять лет набралось немало топовых пиков драфта. Это и брат Джека Хьюза Люк Хьюз, который уже имеет контракт с клубом, и уже упомянутый Мерсер, которого рассчитывают переподписать «за дорого». В фарме «Дэвилз» «Ютике Кометс» есть словацкий защитник Шимон Немец и шведский форвард Александр Хольц, которые давно стучатся в двери основы с куда меньшими финансовыми требованиями, чем у Шаранговича. Так что, увы, наш полпред в этой ситуации оказался просто ценным активом, который «дьяволы» потянуть на ближайшие годы не могли, но отдавать за бесплатно не собирались. И провернули для себя весьма выгодную сделку.


Что из себя представляет новый клуб Шаранговича?

«Флэймз» в последние годы штормит. Свой единственный Кубок Стэнли «Калгари» взял еще «в прошлой жизни» – в сезоне-1988/89, а последний главный финал датирован сезоном-2003/04, где «огоньки» в семи матчах уступили «Тампе-Бэй». С тех пор «Флэймз» всего дважды доходили хотя бы до второго раунда плей-офф – и оба раза неудачно. С сезона-2009/10 канадская дружина пять раз кряду пролетала мимо плей-офф, затем от года к году балансировала то выше заветного рубежа в таблице, то ниже. В сезоне-2021/22 «Калгари» вроде бы выстрелил на фоне всех предыдущих неудач: команда выиграла Тихоокеанский дивизион, прошла «Даллас» в первом раунде (4-3), но уступила «Эдмонтону» (1-4) во втором. Однако в прошлом сезоне снова произошел откат – и «Флэймз», заняв пятое место в дивизионе, в постсезоне не сыграли.

Столь диссонансное выступление команды подвигло ее руководство к переменам, которые можно считать глобальными. В мае этого года у «Калгари» появился новый генеральный менеджер – Крэйг Конрой. Он работал в структуре клуба с момента завершения игровой карьеры, которая у экс-центрфорварда была весьма неплохой: 1009 матчей в НХЛ, но в составе всего четырех команд – «Монреаля», «Сент-Луиса», «Лос-Анджелеса» и, конечно же, «Калгари». Закончил Конрой в 40 лет, настреляв приличные 542 (182+360) очка за карьеру. Трейд Тоффоли и Шаранговича – первая серьезная сделка Крэйга в статусе генменеджера «Флэймз». Но далеко не последняя.

В составе «Калгари» не так много звездных игроков атаки, однако это не означает, что у Егора Шаранговича не будет там конкуренции. Тоффоли, о котором уже сказано немало, был одним из лидеров, но далеко не первым номером, хотя и получал приличные 5,125 млн долларов. Главная же звезда «Флэймз» здесь и сейчас – это другой канадец, Джонатан Юбердо. 30-летний форвард, выбранный «Флоридой» под третьим номером на драфте 2011 года, в прошлом году подписал с «Калгари» аж восьмилетний контракт на сумму 84 млн долларов. Актуальная зарплата Джонатана – 10,5 млн «вечнозеленых», что делает его самым дорогим активом команды. На втором месте – капитан «Флэймз» Назем Кадри. 32-летний центрфорвард зарабатывает 7 млн в год. Третий по цене форвард команды – 27-летний канадец Эндрю Манджапане (5,8 млн).

Неплохие деньги – и у двух других «центров»: шведов Микаэля Баклунда (5,35 млн) и Элиаса Линдхольма (4,85 млн). Правда, по слухам, 34-летний Баклунд видится едва ли не первым кандидатом на уход из команды. Возраст и ценник играют против шведа даже несмотря на его культовый статус (он в «Калгари» с 2008 года) и тот факт, что прошлый сезон для Микаэля стал самым результативным в рядах «Флэймз» – 56 (19+37) очков в 82 матчах. На протяжении двух последних сезонов Баклунд пахал в регулярке и плей-офф от звонка до звонка. Линдхольм тоже был штыком практически незаменимым: 82 матча в регулярке + 12 игр в плей-офф сезона 2021/2022 и 80 поединков в прошлом сезоне. Причем цифры у 28-летнего форварда еще круче, чем у более опытного земляка: 64 (22+42) в прошлом сезоне и 82 (42+40) очка в позапрошлом, плюс 9 (5+4) баллов в плей-офф. В общем, если эти парни все-таки останутся в «Калгари», нашему Егору будет весьма проблематично пробиться на позицию топового центрфорварда.

Универсализм Шаранговича тут действительно может пригодиться, ведь с флангами атаки у «Калгари» все подвижно. Тут есть и свои нюансы, ведь универсалами в «Калгари» считаются и тот же Манджапане, и американец Блэйк Коулман, и канадец Дилон Дюбе. Штаб «огоньков» довольно смело использовал этих парней на площадке, но для Егора такая манера не должна быть откровением. 

Если же посмотреть на тех, кто не конкурирует с белорусом за место в составе, то в ростере «Калгари» стоит выделить шведского голкипера Якоба Маркстрема, канадского защитника Маккензи Уигара, американского «блюлайнера» Ноа Ханифина и, конечно же, российского великана (197 см) Никиту Задорова. Все это главные действующие лица в оборонительных рубежах «Флэймз».


В какой роли видят Шаранговича в Калгари?

Первые отзывы об этом трейде как среди заокеанских экспертов, так и среди коллег по белорусскому цеху можно назвать осторожно оптимистичными. Егор избежал «синдрома второгодника» в «Нью-Джерси», но в своем третьем сезоне за «дьяволов» набирал наименьший процент очков за вечер (0,4 против 0,56 в дебютный год и 0,61 во втором сезоне). Однако новый генменеджер «Калгари» Крэйг Конрой уверен, что у тренерского штаба получится вернуть Шаранговичу прежний уровень результативности под 50 баллов за сезон. 

– Он большой парень, хорошо катается, идет на ворота и бросает. И он становится только лучше. В 25 лет у него все только начинается. Если мы сможем дать ему возможность играть с хорошими партнерами, то есть ощущение, что у этого парня будет шанс сделать что-то действительно хорошее для нас, – так прокомментировал этот обмен Конрой.

На то, что Шарангович может претендовать на позиции в топ-6 форвардов «Флэймз», указывает и сам факт обмена. Ведь в «Нью-Джерси» уехал Тайлер Тоффоли – обладатель Кубка Стэнли, двукратный чемпион мира, выдавший в «Калгари» свой самый результативный сезон в карьере: 73 (34+39) очка в 82 матчах. Для «огоньков» Тоффоли точно был одним из вожаков команды, и менять такого игрока на ноунейма клуб явно не стал бы. В кандидатуре Шаранговича генменеджер «Калгари» определенно видит равноценную замену на перспективу, тем более Егор моложе Тайлера на шесть лет. «Огоньки» держат уверенный курс на омоложение состава, который, исходя из штыков на контрактах, сейчас чуть выше 28 лет в среднем. Так что Шаранговичу в этой компании должно быть комфортно.

Есть, правда, в тех же приветственных словах Конроя и один путь, который Егору может не совсем понравиться. Генменеджер «Калгари» не просто так сделал акцент на сильных сторонах белоруса в пенальти-киллинге. «Дьяволы» в прошлом сезоне не очень-то доверяли Шаранговичу в большинстве, а вот в меньшинстве Егор выходил на площадку с завидным постоянством. Но, думается, это совсем не то, что хочет для себя любой форвард, стремящийся стать элитным. Разменять статус пенальти-киллера в «Нью-Джерси» на аналогичную «должность» в «Калгари»? Не для этого белорус перебирается в Канаду. А значит, у Егора нет выбора: нужно с ходу включаться в работу и доказывать свой статус результативными баллами.

Ему это вполне по силам. Пожелаем Егору удачи!


Текст: Дмитрий Шиферштейн