«Динамо-Джуниверс» по-прежнему вне конкуренции, прогресс Орши, Жлобина и Гомеля. Итоги проекта «Пять звезд» в сезоне-2024/25
Федерация хоккея Беларуси подвела итоги третьего сезона проекта «Пять звезд», который стартовал в детско-юношеском хоккее в 2022 году. Он направлен на улучшение качества работы школ и повышение квалификации тренеров. Школы получают подсказки к действиям, которые помогут им стать успешнее в том или ином направлении.
Проект «Пять звезд» – это набор определенных критериев, минимальных стандартов, которые предлагается выполнить школам. За выполнение каждого стандарта они получают звезду. Школа, которая выполнила все стандарты, заработает пять звезд и по праву будет считаться одной из лучших в стране.
В проекте пять ключевых направлений: набор детей в хоккей, их развитие, совершенствование в более старших возрастах, улучшение инфраструктуры школ и преимущества, благодаря которым школы могут отличаться в лучшую сторону от своих конкурентов. Почти все условия для выполнения звезд согласованы с программой подготовки спортсменов, которая утверждена Министерством спорта.
Важный момент: максимальное количество звезд – 5. Но надо обязательно получить первую звезду, чтобы претендовать на получение второй. А затем уже можно в любом порядке претендовать на получение третьей, четвертой и пятой.

Если в первый год проект реализовывался в пробном формате, то во втором сезоне программу запустили полноценно. И безоговорочным победителем стала школа «Динамо-Джуниверс» – единственная, выполнившая необходимые критерии для присвоения пяти звезд.
Еще лишь три школы, кроме «Динамо-Джуниверс», по итогам сезона-2023/24 получили по 2 звезды – СДЮШОР «Бреста», «Немана» и «Витебска». Девять школ сумели заработать по одной звезде. А почти половина школ (12 из 25) не получила тогда ни одной звезды.
На третий год участники проекта подошли к нему основательнее, и результаты их стараний радуют куда больше, чем прежде.
Так, требования для присвоения первой звезды («Набор», 18 заданий в возрастных категориях U7 – U10) по итогам сезона-2024/25 выполнили уже 17 школ, это на 4 больше, чем год назад.
Близки к выполнению первой звезды были также школы из Шклова, Лунинца, Березы и новополоцкого «Химика».
Отметим, что условия для получения первой звезды предполагают не только непосредственно набор детей (не только мальчиков, но и девочек) в группы начальной подготовки, но и другие действия, которые способствуют популяризации хоккея. В том числе предлагается предоставить детям на прокатной основе бесплатную экипировку – не обязательно полную, можно минимально необходимую защиту для начинающих заниматься (шлемы, налокотники, щитки, коньки). Приветствуется также проведение праздников для своих учащихся и их родителей, периодическое проведение открытых тренировок, за которыми могли бы наблюдать родители. Предлагается организовывать походы на хоккейные матчи взрослых команд, если такие проходят в городе.
Кроме того, тренерам рекомендуется в течение сезона проводить родительские собрания, чтобы объяснять, какие цели и планы стоят на год перед командой, как будет проходить тренировочный процесс. В середине года можно рассказать, чего уже удалось достичь к этому моменту, а в конце – подвести итоги: что получилось, чего не хватает. Оцениваются и такие показатели, как количество спортсменов-учащихся в наборе в первый год и число учащихся на протяжении первых четырех лет обучения – до того, как хоккеисты начнут играть в Детской лиге. В зависимости от количества детей в наборе начисляется определенное число баллов.
Как видно из следующей таблицы, наименее выполняемыми для получения первой звезды оказались следующие критерии:
- Родительские собрания в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях (выполнили 3 школы)
- Родительские собрания в СУСУ (9)
- Первенство СУСУ (соревнование «Начальной школы») (13)
- Начало занятий групп НП-1, НП-2, НП-3 (проведение занятий в удобное для родителей время) (14)
- Печатные материалы (размещение на входе в школы, детские сады объявлений он наборе) (14)

Наибольшего прогресса по сравнению с прошлым годом добились школы оршанского «Локомотива» и Жлобина. Оршанцы набрали на 66 баллов больше, чем год назад и поднялись на второе место в общем зачете, жлобинчане превзошли свой предыдущий результат на 70 очков и вышли на третью позицию. В топ-10 – школы «Гомеля», «Бреста», «Витебска», «Немана», «Лиды», СДЮШОР им. Р.Салея.
Заметнее всего сдали позиции школы новополоцкого «Химика» и Ивацевичей, которые оказались за пределами топ-20.

Вторую звезду («Развитие», 22 задания для возрастных категорий U11 – U16 ) в сезоне-2024/25 сумели получить 9 школ (год назад таких было всего 4). Еще 4 школы в этом году довольно близко подобрались к выполнению второй звезды – «Молодечно-2018», «Могилев», «Пинские ястребы» и «Бобруйск-Арена».

Для получения второй звезды делается больший упор на тренировочный процесс, много критериев, связанных с занятиями на льду и вне льда. Для разных возрастных групп установлены нормы работы на льду и на земле. Здесь учитываются в том числе отдельные занятия над конкретными компонентами – владение клюшкой, техника катания, работа с вратарями. Придается значение и количеству тренеров на льду во время занятия, приему контрольно-переводных нормативов. Учитывается также участие в соревнованиях (U11 – U16). Если школа выставила команды во всех этих возрастных категориях, то получает за это баллы. Если в какой-то возрастной категории выступает не одна команда, начисляются дополнительные баллы.
Дополнительные очки можно получить за посещение хоккейных матчей взрослых команд, тимбилдинг, родительские собрания. Важен и такой момент, как проведение с учащимися работы по популяризации перспектив карьеры хоккейного судьи. Это касается ребят в возрасте 14-15 лет, чтобы они в качестве одной из альтернатив рассматривали вариант стать судьей, если не сложится с карьерой хоккеиста.
Как уже отмечалось, получение второй звезды важно потому, что без нее невозможно получить третью, четвертую и пятую, даже если критерии для их присвоения будут выполнены.
Наименее выполняемыми критериями для получения второй звезды были такие:
- Родительские собрания в СУСУ (выполнили 7 школ)
- Контрольно-переводные нормативы (проведение сдачи и внесение результатов в базу данных ФХБ) (9)
- Участие в соревнованиях среди возрастов (U11 – U16) (10)
Наибольшего прогресса в выполнении критериев для получения второй звезды добились школы оршанского «Локомотива» (рост с 6 до 114 баллов), ЦОР Жлобина (с 9 до 100), «Гомеля» (с 37 до 101), минской «Юности» (82 до 125), СДЮШОР им. Р.Салея (с 88 до 125).
В сравнении с прошлым годом существенно шагнули вперед и приблизились к выполнению второй звезды школы «Лиды», «Могилева», «Пинских ястребов», «Молодечно-2018», «Бобруйск-Арены» (с 0 до 73 баллов!).

Критерии для присвоения третьей звезды («Совершенствование», 10 заданий, U17 – U18), как и год назад, выполнила только 1 школа – «Динамо-Джуниверс».
Группы спортивного совершенствования – это возрастные категории U17 и U18. Здесь принимается во внимание наличие команд в соревнованиях по этим возрастам, объем подготовки на льду и вне льда, наличие силовой подготовки (в тренажерном зале), работа с вратарями, сдача контрольно-переводных нормативов, обучение с использованием видеоматериалов, а также то, есть ли индивидуальный план развития спортсменов.
Главную роль играет наличие спортсменов-учащихся – насколько школа сумела удержать и сохранить своих хоккеистов до этого возраста. Ведь некоторые школы к этому моменту испытывают сложности, порой игроков не хватает для того, чтобы заявить команду на турнир или выставить необходимое число хоккеистов на матч.
Школа «Динамо-Джуниверс» набрала на 2 балла больше, чем необходимые 53 очка. Остальные школы до третьей звезды не дотянули. Ближе всего к этой цели подобрались «Неман», «Пинские ястребы» и СДЮШОР им. Р.Салея.

Наименее выполняемыми условиями в борьбе за третью звезду в возрастных категориях U17 и U18 оказались следующие:
- Количество спортсменов-учащихся (22 спортсменов – U17, 22 спортсменов – U18) (выполнили 3 школы)
- Видеообучение (разбор прошедших игр со спортсменами юниорской лиги) (выполнили 4 школы)
- Контрольно-переводные нормативы (проведение сдачи и внесение результатов в базу данных ФХБ) (выполнили 4 школы)
В то же время радует, что задание «Работа с вратарями» выполняется в 11 школах.
Условия для присвоения четвертой звезды («Среда», 19 заданий) выполнили 5 школ: «Динамо-Джуниверс», «Брест», ЦОР Жлобина, «Локомотив», «Гомель». Из остальных ближе всех к получению четвертой звезды подошли СДЮШОР им. Салея и «Пинские ястребы». Здесь мы видим значительный прогресс, ведь год назад четвертая звезда покорилась только «Динамо-Джуниверс».
Название этого критерия («Среда») подразумевает собой среду, в которой развивается спортсмен и функционирует школа. Здесь учитывается наличие инфраструктуры – игрового и тренажерного зала, сухого льда, бросковой зоны, методической комнаты, раздевалки для девушек, оборудованной тренерской комнаты, где специалисты могут поработать с документами или с видеоматериалами.
Сюда относится также регулярность проведения тренерских советов школы, участие тренерского состава в мероприятиях по повышению квалификации, наличие врача, психолога, тренеров по катанию и для вратарей, мастера по заточке коньков (не обязательно бесплатного, но чтобы он был доступен). Добавляются баллы за проведение мероприятий по женскому хоккею, за активность в социальных сетях. Принимается во внимание также наличие кодекса поведения учащихся и тренеров, присутствие государственной символики в раздевалках. Также важно участие представителей школы в семинарах, проводимых федерацией хоккея.

Наименее выполняемым условием для получения четвертой звезды оказалось наличие психолога, который есть только в одной школе («Динамо-Джуниверс»). Только в 9 школах регулярно проводятся тренерские советы, всего в 10 школах имеется тренер по катанию, представители только 10 школ регулярно участвуют в семинарах, проводимых ФХБ. Специалисты лишь 10 школ дополнительно повышают свою квалификацию (помимо занятий в институте переподготовки и повышения квалификации (ИППК) и на семинарах ФХБ).

Необходимое число баллов для получения пятой звезды («Преимущества», 14 заданий), как и год назад, выполнено только «Динамо-Джуниверс». Из других школ ближе всех к необходимой сумме подошли «Лида», ЦОР Жлобина и «Локомотив»

Резюме
Подводя итоги выполнения проекта «Пять звезд», отметим, что если год назад лишь школа «Динамо-Джуниверс» получила более 2 звезд, то сейчас таких уже 5. Число школ, заработавших не менее 2 звезд, выросло с 4 до 9, как минимум одну звезду заслужили 17 школ (против 13 год назад).

Преимущество «Динамо-Джуниверс», на счету которой 5 звезд, все еще остается внушительным, но конкуренты заметно подтянулись. Хочется верить, что в следующем сезоне активность остальных школ вырастет, ведь в итоге это пойдет на пользу не только им, но и всему белорусскому хоккею.
Павел Михед, начальник управления по развитию и детско-юношескому хоккею ФХБ:
– Видно, что школы активнее стали участвовать в проекте, ведь это в первую очередь подсказка, как действовать, на какие ключевые аспекты обращать внимание. Опытные руководители школ, как правило, знают эти нюансы, но в некоторых спортивных школах культивируется не только хоккей (иногда – до 7-8 видов спорта), где-то руководители недавно работают в своей должности, и мы надеемся, что задания в проекте являются для них хорошим подспорьем, определенным чек-листом в работе.
Касательно наименее выполняемых задач: обращает внимание, что зачастую это простейшие задачи, которые должны выполняться по умолчанию, так сказать «на автомате». С одной стороны, хорошо, что во многих случаях выполнены ключевые, базовые задачи деятельности школы, и резерв роста – в таких «мелочах». С другой стороны, такие «мелочи» могут вырасти в ком проблем, если на них долго не обращать внимания. Например, регулярно проводимые родительские собрания. Родители, законные представители – это, как ни крути, тоже участники процесса по подготовке хоккеистов, причем важные. И постоянная, структурированная связь с ними, когда тренер регулярно объясняет, что «сейчас мы здесь, а планируем прийти сюда, и для этого нам нужно вот это», позволяет не только избежать недопониманий, но и создать действительно мощный коллектив, работающий в одном направлении.
Хочу также обратить внимание, что в учебном году 2024/25 мы во многом упростили подтверждение выполнения задач, внедрив для этих целей специально разработанное программное обеспечение (ПО). Руководители школ имеют возможности в любое время посмотреть, на каком они свете в плане выполнения проекта, и мы надеемся, что они этой возможностью регулярно пользуются.

Текст: пресс-служба ФХБ











