В отличниках – «Динамо-Джуниверс», как дела у конкурентов и в чем прибавлять остальным. Подводим итоги проекта «Пять звезд» в сезоне-2023/24

Знакомим с особенностями инициативы по улучшению детско-юношеского хоккея.

Два года назад в детско-юношеском хоккее взял старт проект «Пять звезд». Он направлен на улучшение качества работы школ и повышение квалификации тренеров. Школы получают подсказки к действиям, которые помогут им стать успешнее в том или ином направлении.

Авторы проекта выделили пять ключевых направлений: набор детей в хоккей, их развитие, совершенствование в более старших возрастах, улучшение инфраструктуры школ и преимущества, благодаря которым школы могут отличаться в лучшую сторону от своих конкурентов.

Проект «Пять звезд» – это набор определенных критериев, минимальных стандартов, которые предлагается выполнить школам. За выполнение каждого стандарта они получат звезду. Школа, которая выполнила все стандарты, получит пять звезд и по праву будет считаться одной из лучших в стране.

Если в первый год проект реализовывался в пробном формате, то в минувшем сезоне программу запустили полноценно. Ее итоги обсуждались на недавнем тренерском совете с руководителями и наставниками детско-юношеских школ.

Виталий Клименков: проект «Пять звезд» заставляет двигаться вперед, выходить из зоны комфорта, делать что-то интересное для улучшения работы школ и тренеров

Как известно, далеко не все новшества внедряются и приживаются легко и просто, особенно если требуют выхода из зоны комфорта, или шагов в сторону от протоптанной тропинки. Вероятно, поэтому результаты минувшего сезона оставляют желать лучшего: необходимые условия для получения 5 звезд выполнила только школа «Динамо-Джуниверс». Еще три школы получили по 2 звезды – СДЮШОР «Бреста», «Немана» и «Витебска» и девять – по одной. Почти половина школ (12 из 25) не получила ни одной звезды.

О том, что из себя представляет проект «Пять звезд», как он помогает повысить эффективность работы хоккейных школ, о критериях, по которым начисляются баллы, об условиях присуждения звезд и зарубежном опыте, который был перенят при внедрении этой инициативы, в интервью Hockey.by рассказал руководитель управления ФХБ по развитию и детско-юношескому хоккею Павел Михед.

– На самом деле в выполнении условий проекта нет ничего сверхъестественного. Это набор критериев и минимальных стандартов, выполнения которых мы ожидаем от школ. То, что нужно сделать школам, мы разделили на маленькие шаги, ступеньки, которые надо преодолеть в течение сезона. Но важно, чтобы это было сделано своевременно, для предоставления отчета по выполнению каждого условия прописаны конкретные сроки.

За выполнение каждого из стандартов по этим направлениям школы получают звезду. Максимальное количество звезд – 5. Но надо обязательно получить первую звезду, чтобы претендовать на получение второй. А затем уже можно в любом порядке претендовать на получение третьей, четвертой и пятой.

Механизм такой. ФХБ направляет в школы каталог критериев, он содержит действия / показатели, их «цену» в баллах, способ подтверждения. Школа выполняет эти действия или показатели и передает подтверждающие материалы в федерацию хоккея. ФХБ проверяет материалы и за каждое подтвержденное действие или достижение присваивает баллы. После чего школа, при достижении установленного количества баллов, получает звезду.

При неполном либо спорном выполнении показателя ФХБ оставляет за собой право засчитать, либо не засчитать его выполнение, руководствуясь своим оценочным суждением.

При выявлении факта несоответствия показателям оценки, присвоенные баллы по данному показателю снимаются.

При выявлении факта предоставления заведомо ложных материалов в подтверждение соответствия показателям оценки, присвоенные баллы по этому показателю снимаются, и дополнительно налагается штраф путем снятия баллов в пятикратном размере по данному показателю.

А теперь давайте подробнее пройдемся по каждому из критериев, по которым школам присуждаются звезды.

Первая звезда – «Набор» (18 заданий)

– Этот критерий предполагает не только непосредственно набор детей в группы начальной подготовки, но и другие действия, которые способствуют популяризации хоккея. Например, пройтись по общеобразовательным школам и детским садам, чтобы пригласить малышей на занятия хоккеем, провести встречи с их родителями, разместить на стендах или на входе в школы или детские сады постеры с информацией о наборе не только мальчиков, но и девочек в хоккейную школу. Рекомендуется также использовать рекламу в городской среде и в социальных сетях. Причем не только в собственных, но и в тех, где общаются родители детишек, в том числе их мамы (условно говоря – группа «Витебские мамы» ВКонтакте), где обсуждается, как растить детей, чем кормить, во что их одевать.

Также предлагается предоставить детям на прокатной основе бесплатную экипировку – не обязательно полную, можно минимально необходимую защиту для начинающих заниматься (шлемы, налокотники, щитки, коньки). Приветствуется также проведение праздников для своих учащихся и их родителей, периодическое проведение открытых тренировок, за которыми могли бы наблюдать родители. Предлагается организовывать походы на хоккейные матчи взрослых команд, если такие проходят в городе.

Кроме того, тренерам рекомендуется в течение сезона проводить родительские собрания, чтобы объяснять, какие цели и планы стоят на год перед командой, как будет проходить тренировочный процесс. В середине года можно рассказать, чего уже удалось достичь к этому моменту, а в конце – подвести итоги: что получилось, чего не хватает.

Оцениваются и такие показатели, как количество спортсменов-учащихся в наборе в первый год и число учащихся на протяжении первых четырех лет обучения – до того, как хоккеисты начнут играть в Детской лиге. И в зависимости от количества детей в наборе начисляется определенное число баллов.

Учитываются также методические вопросы. Например, предоставление в федерацию хоккея планов-конспектов для мониторинга, количество тренеров на льду во время одного занятия, число тренировок вне льда, потому что многие специалисты, особенно в группах начальной подготовки, грешат тем, что либо вообще не дают, либо недостаточно дают занятий по ОФП.

Один из пунктов, который ввели посреди минувшего сезона – время начала занятий для групп начальной подготовки. Если не меньше двух тренировок в будние дни начинаются не раньше 18:30, то школам начисляются дополнительные баллы – за то, что родители имеют возможность спокойно приводить детей на занятия, без необходимости отпрашиваться с работы.

Если резюмировать главные цели, которые подразумевает критерий «Набор», то это привлечение детей в хоккей, информирование родителей об этом виде спорта, создание комфортных условий для занятий хоккеем (обеспечение минимальной экипировкой, удобное время) и, конечно, создание условий для правильного и качественного тренировочного процесса.

В минувшем сезоне получить хотя бы одну звезду смогли 13 из 25 школ. Годом ранее таких школ было семь.

Вторая звезда – «Развитие» (13 заданий)

– Здесь уже больше упор на тренировочный процесс, много условий, связанных с занятиями на льду и вне льда. Это касается возрастных категорий от U12 до U16.  Для разных возрастных групп установлены нормы работы на льду и на земле. Здесь учитываются в том числе отдельные занятия над конкретными компонентами – владение клюшкой, техника катания, работа с вратарями. Придается значение и количеству тренеров на льду во время занятия, приему контрольно-переводных нормативов.

Также принимается во внимание организованное посещение хоккейных матчей взрослых команд, тимбилдинг, родительские собрания. Есть и такой момент, как проведение с учащимися работы по популяризации перспектив карьеры хоккейного судьи. Это касается ребят в возрасте 14-15 лет, чтобы они в качестве одной из альтернатив рассматривали вариант стать судьей, если не сложится с карьерой хоккеиста

Учитывается также участие в соревнованиях. Если школа выставила команды во всех этих возрастных категориях, то получает за это баллы. Если в какой-то возрастной категории выступает не одна команда, начисляются дополнительные баллы.

Вторую звезду получили всего четыре школы – СДЮШОР «Бреста», «Немана», «Витебска» и «Динамо-Джуниверс».

Третья звезда – «Совершенствование» (9 заданий)

– Это касается возрастных категорий U17 и U18, групп спортивного совершенствования. Здесь также имеет значение наличие команд в соревнованиях по этим возрастам, объем подготовки на льду и вне льда, наличие силовой подготовки (в тренажерном зале), работа с вратарями, сдача контрольно-переводных нормативов, обучение с использованием видеоматериалов, а также то, есть ли индивидуальный план развития спортсменов. Ну и, понятное дело, наличие спортсменов-учащихся – насколько школа сумела удержать и сохранить своих хоккеистов до этого возраста. Потому что есть такая проблема, что к этому моменту школы испытывают сложности с количеством спортсменов, порой их не хватает для того, чтобы заявить команду на турнир или выставить необходимое число игроков на матч.

Школа «Динамо-Джуниверс» набрала необходимые 54 балла и стала единственной, получившей третью звезду. Из остальных ближе всего к третьей звезде подобралась СДЮШОР «Витебска» (34 балла).

Как мы уже отмечали, принцип такой: если ты не выполнил требования для получения первой звезды, то вторая не будет зачтена, даже если выполнены критерии для ее получения. То есть, надо обязательно получить первую звезду, чтобы претендовать на получение второй. А затем уже можно в любом порядке претендовать на получение третьей, четвертой и пятой. На получение этих звезд претендовали четыре школы, которые выполнили требования для первой и второй звезды. Но из них только одна – «Динамо-Джуниверс» – подтвердила выполнение условий для следующих звезд, которых у минчан в итоге набралось пять.

Четвертая звезда – «Среда» (19 заданий)

– Название этого критерия подразумевает собой среду, в которой развивается спортсмен и функционирует школа. Здесь учитывается наличие инфраструктуры – игрового и тренажерного зала, сухого льда, бросковой зоны, методической комнаты, раздевалки для девушек, оборудованной тренерской комнаты, где специалисты могут поработать с документами или с видеоматериалами.

Сюда также относится регулярность проведения тренерских советов школы, участие тренерского состава в мероприятиях по повышению квалификации, наличие врача, психолога, тренеров по катанию и для вратарей, мастера по заточке коньков (не обязательно бесплатного, но чтобы он был доступен).

Добавляются баллы за проведение мероприятий по женскому хоккею, за активность в социальных сетях. Принимается во внимание также наличие кодекса поведения учащихся и тренеров, присутствие государственной символики в раздевалках. Также важно участие представителей школы в семинарах, проводимых федерацией хоккея.

Условия для получения четвертой звезды выполнила только школа «Динамо-Джуниверс» (65 баллов). Близки к этому были также СДЮШОР «Бреста» (60.75), «Витебска» (57.75) и «Немана» (57).

СДЮШОР «Юность» набрала 62 балла, но даже если бы она заработала недостающие 3 очка, то звезду в этой номинации не получила бы, потому что у нее нет второй звезды.

Пятая звезда – «Преимущества» (14 заданий)

– Этот критерий означает какие-то моменты, благодаря которым школа выгодно отличается от конкурентов. Например, подготовила игроков для КХЛ или НХЛ. Добавляются баллы, если воспитанники в сезоне дебютировали в этих лигах. Также есть несколько пунктов, касающихся развития женского хоккея: плюсом для школы является наличие девочек в учебных группах или определенный процент девочек в наборе. Учитывается также выступление девочек в официальных соревнованиях под эгидой ФХБ или наличие своей женской команды.

Также начисляются баллы за воспитанников, выступающих в институте сборных – U17 и U18, а также проведение работы по популяризации судейской карьеры. Например, если учащиеся школы в возрасте 14-15 лет или старше участвуют в судейских бригадах, обслуживающих матчи. Причем не обязательно на льду.

Необходимое число баллов для получения пятой звезды – только у «Динамо-Джуниверс» (58)

Резюме

– Остальные школы либо не смогли, либо не захотели подтвердить выполнение условий для получения третьей, четвертой или пятой звезды. Впрочем, это не говорит о том, что у них ничего не делается для выполнения этих критериев. Они просто не предоставили подтверждений. Которые, к слову, должны быть представлены в оговоренные сроки, и эти сроки заранее всем известны.

Возможно, отчасти это еще и вопрос дисциплины. Ведь к школам не предъявляется никаких сверхтребований. Почти все условия для выполнения звезд согласованы с программой подготовки спортсменов, которая утверждена Министерством спорта. Но, к сожалению, не всегда и не везде исполняются даже ее положения. И здесь речь именно о тренировочном процессе и методической работе.

Кода мы говорим о тимбилдинге или других внетренировочных мероприятиях, то представителям школ действительно нужно напрячься, чтобы придумать что-то интересное, чтобы ребята почувствовали, что есть интересная жизнь и вне хоккейной школы. Но когда речь идет о выполнении утвержденной и подробно расписанной программы подготовки спортсменов, то здесь сложно найти какие-то оправдания.

Первая и вторая звезда – это базовые вещи, их должна иметь каждая школа. От относительно новых школ, а также от тех, которые находятся в небольших городах, пока что сложно требовать большего. Остальные же должны стремиться как минимум к третьей звезде. Например, улучшать инфраструктуру, чтобы получить нужное число баллов по критерию «Среда». Понятно, что некоторым школам сложно выполнить условия в такой категории, как «Совершенствование», потому что там еще не выросли спортсмены в категориях U17 и U18. Хотя где-то уже и могли бы вырасти, но в некоторых городах команды расформировываются, потому что в возрасте 14-15 лет многие ребята либо уходят в более крупные или успешные школы, либо заканчивают с хоккеем. Но если в каждой школе будут выполняться критерии по первой и второй звездам, то подготовка ребят станет более качественной, и появится больше шансов на то, что они дорастут до юниорских команд.

На недавнем тренерском совете с руководителями и наставниками детско-юношеских школ было отмечено, что результаты проекта «Пять звезд» за минувший сезон оставляют желать лучшего и что к выполнению его условий нужно подходить более ответственно.

В отдаленном будущем наличие звезд может влиять на участие в новом сезоне. То есть, без определенного количества звезд школу могут не допустить в какую-то из лиг. Схожие системы и рейтинги применяются в разных европейских странах.

– В Германии наличие звезд и качество работы школы даже является одним из условий допуска клубов в профессиональные лиги. Если клуб получает 5 звезд, то взрослая команда сертифицируется для выступления в элитном дивизионе (DEL-лига), если меньшее число – то в DEL-2 или другие низшие лиги.

Текст: пресс-служба ФХБ