«У «Юности» не было большой ротации состава. Один или два игрока». Макрицкий – про победу в экстралиге, ОИ-2002 и «Ладу» за чемпионство

Наставник «красно-синих» дал большое интервью Tribuna.com.

Александр Макрицкий дал интервью «Трибуне», в котором вспомнил яркие моменты своей игровой карьеры, рассказал о молодом Руслане Салее, а также ответил критикам, считающим, что «Юность» выиграла чемпионат не самым честным путем.

О молодом Салее

- В нем был виден определенный стержень, парень был с характером. Хоккейный потенциал у него имелся, но в то время трудно было предположить, что он сможет сделать карьеру в НХЛ. Я могу сказать, что Руслан – это человек, который сам себя сделал. За счет тяжелой работы, упорства и характера он добился высот. Шикарных игровых данных в молодости у него не было, он не был сильнее на голову остальных игроков. Просто Руслан сумел аккумулировать все свои возможности и реализовать потенциал. Очень жаль, что так оборвалась его жизнь.


О «Ладе» за чемпионство

- За чемпионство спонсоры подарили игрокам машины?

- Да, каждому хоккеисту дали. Мне тогда подарили «девятку» цвета «мокрый асфальт».

С завоеванием чемпионства была интересная история. Два последних матча сезона у нас были в Казани с «Ак Барсом» и в Москве с «Динамо». Если бы мы выиграли в Казани, а динамовцы в параллельном матче одолели «Кристалл», то «золотой» поединок был бы в столице России. Но мы победили в своем матче, а москвичи очень неожиданно проиграли 0:1. За тур до конца чемпионата мы стали чемпионами, и в этой роли прилетели в гости к «Динамо». По дороге в самолете шампанское пили, отмечали. А потом проиграли динамовцам, и тренеры нас уничтожали. Были очень злые. Хотя надо понимать, что, наверное, психология сработала, не смогли должным образом собраться на последний матч, а москвичи, напротив, вышли обозленными, хотели напоследок хлопнуть дверью.

Чуть позже мы с клубом собрались на праздновании, отметили. Ну и получили свои машины. Как это происходило? Ничего особенного. Назвали фамилии, сказали подъехать на завод. Выкатили машины, всем раздали. Правда, я на своей «девятке» практически не ездил. Пару раз прокатился и продал. Да и не нужна она мне была на тот момент. Какой смысл, если машина будет просто стоять?

- Этап в «Ладе» – самый яркий из игровой карьеры в России?

- Можно так сказать. Чемпионство есть чемпионство. Помню, в 2006 году тех, кто взял «золото», приглашали на 10-летие чемпионства, но я не смог поехать. Хорошая тогда у нас была команда, это однозначно. Коллектив замечательный, жили все дружно. Из той команды с Игорем Никитиным поддерживаем связь. Мы в паре играли в «Ладе» и в Нижнекамске.

О завершении карьеры

- Второй этап в «Динамо» закончился в 2010 году. Почему ушел? Так если человеку 38, сколько он может играть на уровне КХЛ? Все просто. Физически я чувствовал себя очень хорошо, мог бы еще пару сезонов отыграть, но сезон-2009/10 получился тяжелым. Была операция на плече. Тело говорило, что все, пора заканчивать, хотя те же тесты я сдавал отлично.

После «Динамо» поиграл еще в «Металлурге» при Спиридонове, перенес вторую операцию на плече. Доиграл сезон, помог команде взять «бронзу». Думал продолжать карьеру, хотелось еще поиграть. Даже были варианты в белорусских клубах, можно было поехать и во вторую лигу Германии, куда тоже звали. Но сел в отпуске, подумал. Вроде, желание и возможности есть, но понимал, что, не дай Бог, придется делать третью операцию, буду подводить команду, себе наврежу. Да и возраст, 40 лет, для спортсмена серьезный. Надо когда-то сказать стоп. Спокойно принял такое решение. Думаю, если бы не эти две операции, если бы тело выдерживало нагрузки, то поиграл бы еще. Чувствовал себя очень хорошо. Но решил перейти на тренерскую работу. 

Как так получилось? Пришел к председателю БФСО «Динамо» Юрию Федоровичу Бородичу, сказал, что заканчиваю карьеру. И если есть любая работа, готов за нее взяться. Параллельно хотел учиться, пошел в Высшую школу тренеров. Мне предложили работу в тренерском штабе «Динамо», им тогда руководил Марек Сикора, я стал помощником тренера по физподготовке Брендона Бови. Узнавал тренерскую работу изнутри, учился. Очень помогал втянуться первое время спортивный директор клуба Игорь Матушкин. Через месяц где-то подошел Марек и сказал: «Физподготовка – это, конечно, хорошо, ты продолжай, но надо тебя больше использовать и по хоккейным делам. Все-таки опыта много, немало поиграл». 

Отправил меня на трибуну с наушником, во время матча я анализировал события на площадке, передавал свои наблюдения тренерскому штабу по связи. Плюс вел статистику. Сикора меня подтянул к работе тренерского штаба, я участвовал и в обсуждении игроков. Тот переходный сезон стал для меня очень полезным в плане дальнейшей карьеры. И я не раз говорил, что очень благодарен руководству «Динамо», которое предоставило мне этот шанс. Я получал от работы огромное удовольствие.


О тренировках перед ОИ-2002

- При подготовке к турниру действительно поработали хорошо. Получилось так, что с предварительным раундом мы за 20 дней сыграли 11 матчей на высоком уровне. И не забывайте о вопросах акклиматизации. Чтобы не было с этим проблем, Крикунов даже придумал ночные тренировки, которые у нас были еще в Минске. В 11-12 вечера проводили занятие, шли в гостиницу «Беларусь», в час или половину второго ночи обедали. Отдыхали и в семь или шесть часов утра начинали вторую тренировку. Таким образом пытались избежать проблем с акклиматизацией. Насколько получилось? Результат налицо.

- Приятно, что даже спустя 18 лет вспоминают тот матч?

- Да, событие в мире спорта неординарное. Помню, мы летели домой, и в аэропорту в США незнакомые люди подходили к нам, фотографировались, говорили, что мы сотворили фантастику. Даже сравнивали это с чудом на льду 1980 года, проводили параллель с матчем СССР – США. А если вспоминают тот успех и спустя 18 лет, значит, мы сделали действительно что-то историческое.

О разговорах, что «Юность» выиграла чемпионат не самым честным путем

- В обход регламента никто ничего не делал, правила соблюдены от и до. Это одно. Второе: звучит везде, что у «Юности» длинная лавка, в плей-офф команда задействовала 29 человек. Но, уважаемые аналитики, посмотрите: такое было в одной или двух играх в первом раунде. Остальные поединки плей-офф мы играли так, как и все остальные команды. У нас не было большой ротации состава. Один-два игрока, как и у других команд. И говорить о том, что мы выиграли за счет длины лавки, неправильно. В той же финальной серии с «Шахтером» мы что, выставляли на каждый матч новые пятерки? Нет.

Также хочу напомнить, что по ходу сезона нам приходилось решать три задачи: чемпионат, Лига чемпионов и подготовка игроков для «Динамо», потому что мы являемся фарм-клубом. Решать все три задачи очень сложно.

Если бы динамовцы попали в плей-офф, кто бы нам дал игроков? Об этом все забывают. А предвидеть это заранее невозможно. Плюс все наши хоккеисты переходят к «зубрам» без какой-то компенсации. Соответственно, мы имеем полное право получить этих парней обратно. Зачастую во время чемпионата нам приходилось реанимировать хоккеистов, которые в «Динамо» по месяцу-два не получали должной игровой практики. Мы шли на то, что текущий результат ставили под вопрос, потому что приехавшие игроки были не в тонусе. Иногда доходило до того, что завтра игра у «Юности», а я не знал, какой у меня будет состав. В таком ритме работать очень сложно.

Плюс Лига чемпионов – это сумасшедшая нагрузка. Перелеты, игры намного более энергозатратные. У нас был отрезок по ходу чемпионата, когда мы за 36 дней сыграли 18 матчей. Плюс переезды и два раза спаренные матчи в этом отрезке. Просили о переносах некоторых игр, но в ФХБ нам навстречу не пошли. А ведь мы представляли страну на международном уровне! И при минимальном содействии шансы выйти в следующий раунд были бы гораздо выше.

Так что все разговоры о том, что «Юность» нечестно выиграла чемпионат, пора прекратить. И тот же регламент, повторюсь, соблюден. Тем более есть у нас другие клубы, которые действительно его нарушают. Об этом почему-то несильно говорят. Это касается в том числе и потолка зарплат, который не все соблюдают. Это же дает определенные преимущества при подписании игроков, приглашении новых хоккеистов.


Про действия Игоря Брикуна, который выбил шайбу с клюшки соперника, находясь на лавке

- Судьи не заметили – это не наши проблемы. Я бы даже сказал, что данный эпизод – это такой толчок нашему судейскому корпусу не стоять на месте, а двигаться вперед в прямом и переносном смысле. Рефери должны двигаться лучше как на льду, так и в плане профессионального развития. Пока немного не поспевают.