Геннадий Савилов: игра ставит целью удовольствие и развитие ребенка, а не получение результата

Председатель ФХБ – о проекте нового регламента детских соревнований, сроках его реализации и мотивации тренеров.

На сегодняшней отчетной конференции ФХБ был презентован проект нового регламента проведения первенств по хоккею в 2019-2020 годах среди детей и подростков. В перерыве мероприятия на вопросы журналистов ответил председатель Ассоциации Геннадий Савилов, который еще раз прошелся по основным моментам презентации.

- Это не изменения, а оптимизация и прогресс, который давно внедрен в странах, которые, надеюсь, можно назвать нашими конкурентами – Швеции, Финляндии, Канады. Ничего особенного в этом нет. Имея немного другую систему подготовки, мы берем самое лучшее, что есть у стран – хоккейных грандов, и накладываем на наши реалии: государственное финансирование, централизованный подход к обучению в спортивных школах. Все в рамках этого.

Основная задача – дать всем детям в полной мере удовольствие заниматься хоккеем и становиться спортсменами. Если мы этого достигнем, большая вероятность, что средства хоккея, которые были основой для становления спортсмена, станут для него орудием труда, чтобы зарабатывать деньги для себя и авторитет для страны.

- Найдут ли изменения отклик у директоров школ и как быстро начнет работать эта система?

- Все начнет работать, когда люди проникнутся и не будут становиться на пути прогресса.


- Что все-таки ключевое в представленном проекте?

- Во-первых, географический принцип. Мы приводим игровой и тренировочный процесс в соответствие с программой подготовки хоккеистов в рамках ДЮСШ, что определено и регламентировано часами нагрузки. Большие переезды выбиваются из общего фона.

Во-вторых, даем всем возможность в равной мере играть, не заботясь о достигнутых результатах, которые фактически имеют значение только для взрослых и родителей, но не для детей.

В-третьих, мы привлекаем девочек! Раньше давали им возможность играть в командах мальчиков специальными разрешениями, что вызывало большие сложности. Сейчас решаем параллельно две задачи: увеличиваем число занимающихся и выходим на начальный этап создания женского хоккея в республике. Возможно, в данный момент нам это и не нужно, но то, что девочки по всей стране хотят заниматься хоккеем, – факт. Почему не дать им такую возможность?

- Изменения коснутся, прежде всего, детей в возрасте 6-12 лет. То есть, результат на уровне младших сборных можно будет увидеть не раньше, чем лет через 10. Опыт ваших предшественников показывает, что это слишком большой срок для реализации реформы. Верите ли, что у вас будет столько времени, что успеете увидеть результат?

- Во-первых, не считаю, что это реформа. Во-вторых, готов поспорить. В том плане, что задрафтованные сейчас белорусские хоккеисты – продукт начинаний, сделанных до нас. Возможно, этого не увидели Наумов или Рачковский в статусе председателей федерации, но заметили, будучи на другом рабочем месте. Так что мое место работы, когда все воплотится в жизнь, не имеет большого значения.

Моя задача – увидеть 50 белорусских хоккеистов в составах энхаэловских команд. А буду ли я вагоновожатым или корабельщиком в тот момент – неважно. Если 50 наших хоккеистов заиграют в НХЛ, вы спросите у другого председателя федерации, что мы делаем сейчас, что хочет он. Возможно, планка будет поднята до ста.

- Если будет не 50, а десять – огорчитесь?

- Знаете, мы все-таки рассчитываем на 50. В каком году? Нужно как минимум 10 лет, чтобы забрать все возраста. Сейчас нововведениями мы охватываем пласт хоккеистов, которые пришли в позапрошлом, прошлом и этом году, а также тех, кто добавится за ними. Не гарантированно, но с большой вероятностью они не разочаруются, что пришли в хоккей. Рассчитываем на то, что пока другие виды спорта требуют от 9-летних какой-то результат, ребенок разочаруется, придет к нам, и это окажется будущий Салей.

- То есть, на официальном уровне от детских тренеров вы не будете требовать результат?

- Мы и не требовали. Скорее завлекали специалистов в сеть конкурентной борьбы между собой, между школами. Сейчас мы это убираем. Игра ставит целью удовольствие и развитие ребенка, а не получение результата. Он придет после того, как юные хоккеисты в определенный период развития наберут физические качества и технические навыки. Если вы требуете от ребенка результат любой ценой, то не думаете, что в это же время ему необходимо кувыркаться на мате или лезть по канату.

- Какая мотивация будет у тренеров? Ведь вознаграждение за успешных хоккеистов – совсем неблизкая перспектива.

- Тренеры никогда ничего не получали, разве что от своих воспитанников. Но если, например, за Колячонка в Беларусь придут деньги, мы намерены разделить их, в том числе, между тренерами, его воспитавшими. Как недавно сделали это за Шаранговича и Сушко.

Что до ближайших перспектив, то система премирования будет разрабатываться в течение этого года, и она станет понятной для всех.