«Вроде готовишься к игре, а через четыре дня уже в Беларуси». Илья Усов – о досрочном завершении сезона в CHL
Для нападающего молодежной сборной Беларуси Ильи Усова нынешний сезон получился ярким: новичок WHL с ходу стал своим в команде и лиге, со старта принялся набирать много очков, высоко котировался в преддрафтовых рейтингах и вместе с «Райдерз» готовился пошуметь в плей-офф. Все оборвалось в марте: CHL, в систему которой входят три сильнейшие юниорские лиги Северной Америки, включая WHL, вначале приостановила чемпионат, а затем отменила и постсезон. Клубы вынуждены были распустить игроков по домам, а главный трофей, Мемориальный кубок, в этом году разыгран не будет. Показатели Усова застыли на 52 (22+30) очках в 58 матчах, что является очень приличным результатом для новичка.
Шесть белорусов, по которым отмена сезона в CHL ударила больше всего
Илья вернулся в Беларусь, а в субботу, по истечении обязательного карантина, заглянул в студию ФХБ на пятый матч финала высшей лиги, где пообщался с Евгением Владимировичем не только об игре, но и о своем сезоне за океаном и его досрочном завершении.
- Расскажи немного о годе в Канаде.
- Тренер мне много доверял, это прибавило уверенности в себе, опять же были хорошие партнеры. Началось с малого, а потом все больше и больше стало получаться.
- Доволен дебютом в WHL?
- Эмоции самые положительные. Мне предложили вариант с «Райдерз», я согласился туда перейти, ни о чем не жалею. В лиге тебя развивают, мне очень нравится.
- Вы с белорусами играли в разных звеньях. Тренер не смотрел на то, что у вас одинаковые паспорта?
- Мы сыграли два матча вместе, даже хорошо, много забили, но потом что-то пошло не так, и нас разбили.
- Твой партнер по команде Алексей Протас вообще шел на рекорд.
- Да, он набрал много очков и ассистентом капитана его седлали не просто так – это лидер на лавке и вне льда. Молодец, старается.
- Сезон в WHL длинный и напряженный, физическая усталость накапливалась?
- Да, было тяжело. В рождественскую паузу немного отдохнули от хоккея и от Канады в целом, потом уже вернулись с новыми силами, чтобы закончить сезон.
- Можешь сравнить WHL и нашу высшую лигу?
- Главное отличие – маленькие площадки. Из-за этого все быстрее, все тяжелее. Больше силовой борьбы, умные хоккеисты, играть тяжело. Но у каждого есть своя цель, и все к ней идут по-разному.
- Насколько для тебя важно наличие хороших партнеров?
- Их не выбирают. Играешь, с кем поставили. Просто нужно доверие друг к другу, верить в то, что партнер сыграет на тебя, а не на себя, и тогда будет результат.
- Вратарь сборной Беларуси Иван Кульбаков недавно покинул «Нефтяник». Как думаешь, где он может продолжить карьеру, насколько велики его шансы вернуться в Северную Америку (ранее Кульбаков выступал в АХЛ, ECHL – прим.)?
- Если честно, без понятия. Но, конечно, есть смысл вернуться и попытаться снова достичь своей цели. Думаю, он хочет попасть в НХЛ, но многие проходят через этот путь – АХЛ и ECHL. Поэтому, мне кажется, если у него будет возможность вернуться, он ей воспользуется. Если нет, будет пытаться устроиться где-то в России. Например, в КХЛ.
- Давай представим, что на месте Ивана Кульбакова находишься ты. У тебя есть возможность уехать в АХЛ либо остаться играть за минское «Динамо» в КХЛ. Что выберешь?
- Думаю, АХЛ. Лично мне хочется поиграть в НХЛ, Американская хоккейная лига все-таки ближе – тебя могут увидеть, подтянуть.
- Расскажи, как повлиял на вашу команду коронавирус? Как вы вели себя, что чувствовали? Какие эмоции были, когда узнали, что сезон прерывают?
- В начале не было никакой паники, никто не придавал этому большого значения. Вирус был и был. Какие-то новости доходили из Китая, но из-за этого никто не переживал. Паника началась, когда заболел игрок НБА. Сначала в новостях писали, что не будут закрывать НХЛ, но на следующий день лигу все-таки поставили на паузу. Они это объяснили тем, что во многих городах хоккей проходит на тех же площадках, что и баскетбол, хоккеисты переодеваются в тех же раздевалках, что и баскетболисты, поэтому если вирус уже есть в НБА, большая вероятность, что он доберется и до НХЛ. А юниорские лиги в Америке и Канаде последовали примеру национальной и тоже закрылись.
- В российских сезон завершали долго, решались бюрократические вопросы, а вот в Америке и Канаде лиги закрыли молниеносно. Как вам объявили о том, что сезон завершен?
- Тоже резко, никто этого не ожидал. В четверг мы готовились к пятничной игре, но затем нам объявили, что тренировок и матчей не будет, что нужно теперь сидеть дома все выходные и ждать, что будет дальше. А в понедельник все улетели домой, потому что продолжения не было. Сначала теплилась надежда, что через месяц вернемся и продолжим плей-офф, но буквально спустя неделю нам сообщили, что сезон завершен досрочно.
- А в самом Принсе-Альберте наблюдалась паника, были заболевшие?
- Нет, но в городах рядом с нами люди болели. Когда улетали домой, в магазинах уже было тяжело купить антисептики и салфетки.
- Другие продукты с полок исчезали?
- Продукты нет, но антисептики, маски, туалетная бумага – с этим наблюдался дефицит.
- Как вы летели домой? Все ли было спокойно в аэропортах?
- Летели с Лешей Протасом, Даниил Степанов – на два дня позже. Все было спокойно. Даник тоже добрался без происшествий. Мы летели через Германию, а он – через Нидерланды.
- В европейских аэропортах все было также спокойно?
- Да, все работало. Единственное, все люди вокруг ходили в масках. В самолете летели без них, но как только мы приземлились, многие надели защиту.
- Вы тоже?
- Мы – нет. Не то чтобы смелые, просто не смогли их нигде найти.
- По прибытии в Беларусь у тебя был какой-то карантин?
- Да, двухнедельный, плюс сразу сдал тест. Повторный был в пятницу. На днях объявят результат, но доктор уже сейчас уверяет, что я не заразился.
- Присутствует ли сейчас какая-то недосказанность? Все-таки не доиграли сезон.
- Да, конечно. У нас были неплохие шансы и хорошая команда. Самое обидное – что все произошло так резко. Вроде готовились к игре, а через четыре дня были уже дома, в Беларуси.
Фото: raiderhockey.com