«Я испытывал боль каждый день с утра до вечера». Исповедь Крайчека о тяжелом расставании с хоккеем
От редакции Hockey.by: чешский защитник Лукаш Крайчек занимает особенное место в истории не только нашего представителя в КХЛ, но и всего белорусского хоккея. Почему – мы вам не так давно подробно объясняли.
Шестилетняя программа лояльности. Почему Крайчек – лучший легионер в истории минского «Динамо»
После отъезда из КХЛ в сезоне-2016/17 Лукаш играл на родине за «Тршинец», который выводил на лед с капитанской нашивкой. Но в последние годы 37-летнему защитнику было все сложнее отдаваться любимому делу. Об этом он подробно рассказал в искреннем интервью официальному сайту клуба. Hockey.by предлагает читателям перевод материала.
***
В январе Лукаш Крайчек прервал карьеру из-за проблем с пищеводом. Хоккеист надеялся справиться с недугом, который доставлял ему дискомфорт на протяжении года, но все-таки победить боль не смог. Посоветовавшись с близкими, Лукаш решил повесить коньки на гвоздь. В начале сезона на домашней арене «Тршинеца» пройдет церемония проводов хоккеиста из спорта, после чего он хочет тренировать детей.
В последнем сезоне Крайчек провел за «сталеваров» всего 21 матч в чемпионате Чехии и Лиге чемпионов (1+8 при показателе полезности «-4»).
- Я надеялся вернуться, но смотрю на вещи реально, – рассказывает Лукаш. – В последние два сезона я играл не так часто: было сотрясение мозга, а затем появились проблемы с желудком. В январе Ян Петерек (генеральный менеджер «Тршинеца» – Hockey.by) предложил отличную идею: мы прерываем контракт и восстанавливаем его, если мне станет лучше. В клубе рассчитывали, что я смогу помочь в плей-офф. Но даже сегодня я не совсем здоров. Мне уже намного лучше, болезнь отступает, но у меня все еще остаются некоторые проблемы.
Сейчас Крайчеку 37 лет. Практически всю карьеру серьезные травмы обходили его стороной, но в последние годы ему не везло. В январе 2019-го во время матча в Хомутове Лукаш получил сотрясение мозга и наблюдал за чемпионством «Тршинеца» со стороны.
- Тогда потребовалось больше трех месяцев, чтобы боль утихла. Я хотел сыграть в плей-офф, даже выходил на лед, но после тренировки у меня появлялось головокружение. Даже когда я сидел на трибунах во время матчей, меня тревожили шум на арене и свет от ламп. Водить машину тоже было проблематично. Очень дискомфортно. Полностью восстановился я только к лету.
***
Однако Крайчек хорошо чувствовал себя недолго.
- Летом у меня диагностировали воспаление пищевода второй степени. Я испытывал боль каждый день с утра до вечера. Мне пришлось придерживаться строгой диеты, в результате которой я похудел на 8-10 килограммов. Я не мог нормально подготовиться к сезону. И сейчас думаю, что не стоило тогда подписывать контракт.
Проблемы с пищеварением появились у Крайчека после отдыха в Таиланде.
- Я ел острую пищу, после чего у меня схватило желудок. Думал, это кишечный грипп. Но после возвращения домой боль не уходила, хотя я ел привычную чешскую пищу. За этим последовало воспаление пищевода, при котором желудочный сок поступает обратно в пищеварительную систему. Были сильные изжоги. Ничего приятного.
Лукаш считает, что причиной болезни стали острая пища в сочетании с нервами и стрессом после сотрясения мозга.
- Если бы я мог повернуть время вспять, отказался бы от острой пищи. Это точно не помогло мне. От этого недуга очень тяжело избавиться. Лечение проходит очень тяжело, потому что проблема находится внутри организма, а отказаться от еды и воды невозможно. Это не царапина, которая затягивается очень быстро.
С прошлого лета Лукаш придерживался строгой диеты.
- Я отказался от жирного, острого и пряного. Нельзя было есть даже помидоры с цитрусовыми. На эту болезнь каждый организм реагирует по-разному. Нужно самому понять, что твой желудок принимает, а что нет. Кому-то будет хуже после ребрышек, а кому-то станет плохо от нежирного йогурта. Лично я не справился бы с этим воспалением, если бы продолжил есть жирное. Очень тяжело было отказаться от кофе. Перед матчем я мог выпить три чашки. Кофе заряжал меня энергией – не представлял без него свою жизнь. Я отказался от предматчевого ритуала, которым пользовался всю карьеру. И это далеко не единственные вещи, от которых пришлось отказаться. Нужно было ломать свое мышление. Врачи рекомендуют есть пять-шесть раз в день маленькими порциями, а я привык есть много. Иногда в середине тренировки я глох, просто терял энергию. Хорошо, что Вацлав (Варада, тренер «Тршинеца» – Hockey.by) входил в мое положение с пониманием.
Болезнь желудка подкосила Лукаша морально.
- Каждый день я задаюсь вопросом: а станет ли мне лучше? Иногда накатывает, потому что врачи говорят, что эта болезнь может продержаться всю жизнь. Это зависит от твоего образа жизни, от стрессов. Ты просто надеешься, что тебе будет лучше. Очень тяжело было тренироваться и выходить на матчи с такими мыслями.
Крайчек очень сильно похудел. Когда спортсмен заболел, его вес опустился до 80 кг. В «Динамо» он весил под 90.
- Во время диеты было трудно набрать мышечную массу. Основная сложность была в том, что после тренировок и матчей я не мог нормально питаться и доставлять организму те вещества, в которых он нуждался. Я не получал удовольствия ни от хоккея, ни от еды. Я даже не мог есть салат с гребаными помидорами. Сыр, жирный творог – все мимо. Мне разрешили только белый обезжиренный йогурт из молочных продуктов. Это классическая диета для женщин, но я ведь профессиональный спортсмен.
По хоккейному режиму диета также била.
- Чтобы регулярно питаться пять-шесть раз в день, нужно было приложить немало усилий. Потому что не везде на выезде удавалось найти подходящую для меня пищу. К примеру, в Кладно всего один ресторан. Я вообще не мог сосредоточиться на хоккее. Изжога стала главным моим спутником. Никакие таблетки не спасали. Только диета помогала облегчить боль.
***
Семья приняла решение Лукаша о завершении карьеры с одобрением.
- Моя дочь пока ничего толком не понимает. Ей четыре. Она рада, что папа всегда дома. Семилетний сын обожает хоккей. Ему нравилось болеть за меня, нравилось самому тренироваться. Но он уже, возможно, и забыл, что его папа был хоккеистом, – улыбается Крайчек.
Лукаш вернулся в состав «Тршинеца» через несколько матчей после старта сезона-2019/20 – как раз в тот момент, когда команду накрыли травмы.
- Тренер хотел играть в семь защитников. Кто-то должен был пожертвовать своим временем на площадке. Я предложил себя на эту роль. Не могу сказать, что пожертвовал собой, но думал, что так будет лучше. Но я только потерял уверенность, не мог играть стабильно. Чувствовал, что становлюсь старым. Мне все труднее было держать себя в форме. И дело было уже не только в болезнях.
Последний официальный матч Крайчек сыграл 19 января против «Либереца». После этого он отправился на выездную встречу с «Младой Болеслав», но выйти на лед уже не смог.
- По пути туда в автобусе у меня разболелся живот. Думал, что после сна станет легче. Но сильная боль оставалась даже тогда, когда я был на коньках. В тот момент и понял, что надо позаботиться о своем здоровье. В любом случае, моя игра не помогала ни мне, ни команде. Никому.
После раскатки Лукаш позвонил из отеля своей супруге и сказал, что хочет уволиться.
- Мы говорили около часа. На обед я не пришел. Сначала я рассказал о ситуации тренерам, потом руководству клуба. Мысль о завершении карьеры не раз приходила мне в голову в ходе сезона. Тогда я понял, что пора.
***
Теперь Лукаш готовится к новому этапу в своей жизни.
- Сейчас я присутствую на каждой тренировке сына. Многие родители вставали в шесть утра, чтобы отвезти детей на арену. Когда я играл, этим занималась жена. Сейчас могу сам быть с ним и давать советы, как это делал мой отец для меня.
Вполне возможно, что вскоре Крайчек начнет карьеру детского тренера в родном Простееве.
- Я не хочу тренировать взрослую команду, но с детьми поработал бы. Пока ничего большого не планирую – просто сижу дома, воспитываю сына, хожу с ним на тренировки, отвожу в школу.
Теперь Крайчек нашел время для других занятий, которыми он не мог заниматься во время карьеры.
- Знаете, я садовник. Люблю косить траву, рубить деревья. Кроме того, люблю рыбалку. Но самое главное – сейчас я со своей семьей и родителями. Во время игровой карьеры я проводил с ними всего пару недель в году. Сейчас это поменялось. В КХЛ не делали паузу на католическое Рождество, хотя я бы очень хотел проводить эти праздники с родными. Во время карьеры приходилось постоянно летать и пропускать многие большие события.
***
Лукаш Крайчек прекрасно помнит свою первую тренировку – в тот день он расплакался и убежал со льда.
- Не знаю, почему так сделал, ведь мне всегда нравился хоккей, я хотел играть. Папа говорил, что в детстве я катался лучше всех сверстников. Свои первые шаги на льду я делал на обычном пруду в Простееве. Мне просто нужно было преодолеть страх. Не помню, как это получилось. Возможно, папа что-то пообещал, если у меня получится.
Мой отец был самоучкой. Он говорил, что я должен ходить на матчи брата Яна (Яну Крайчеку сейчас 48 лет, во время карьеры поиграл за чешские и британские клубы, в 90-х вызывался в сборную Чехии). Мне всегда нравились защитники, которые хорошо катаются и умеют вести шайбу. Одним из таких кумиров был Милош Голань (экс-защитник сборной Чехии, «Филадельфии», «Анахайма», а также бывший тренер «Немана» – Hockey.by). Папа хотел, чтобы я стал атакующим защитником.
Он воспитывал меня в строгости. Кричал, если я что-то делал не так, неправильно держал осанку или ставил лезвие на лед. Папа был жестким, но зато он заставил меня выучить основы в раннем возрасте. Катание в хоккее сейчас очень важно. На чемпионатах мира все катаются первоклассно.
7-летний сын Лукаша Николас идет по стопам отца.
- Он занимался в Тршинеце, а сейчас ходит в хоккейную школу в Простееве. Я строгий, но не такой строгий, каким был мой отец. Но строгость нужна – без нее в спорте никуда. Сыну нравится хоккей, нравится теннис. Хорошо, что он не привязан к хоккею – у него есть выбор. Будет здорово, если он вырастет универсальным – пусть не только катается по льду, но и лазает по деревьям. Это ведь тоже важно.
Перевод: Вадим Кнырко
Источник и фото: официальный сайт «Тршинеца»