Первый сезон вышки в новом формате: сила турнира, развитие игроков, что можно улучшить
Приближается к финишу регулярный чемпионат высшей лиги, проходящий в нынешнем сезоне в новом формате. Одной из целей реформы задумывалось сокращение количества матчей между заведомыми фаворитами и аутсайдерами и увеличение числа игр с равными соперниками. Поэтому, напомним, регулярка разделена на два этапа. На первой стадии команды играли в группах по географическому признаку (север – юг), на второй по четыре лучших коллектива каждой группы образовали пул «А», остальные объединились в группу «Б», где продолжили борьбу за путевки в плей-офф. Уже известны четыре обладателя пропусков в нокаут-раунд – «Юниор», «Минские зубры», Беларусь U18 и «Бобруйск» (это квартет лидеров группы «А»). Еще за четыре места в плей-офф в квалификационном раунде до двух побед поспорят четыре худшие команды группы «А» и четыре лучших представителя группы «Б».
Еще одним шагом для повышения уровня турнира стала возможность для команд заявлять на матч до пяти хоккеистов в возрасте до 22 лет.
Как мы предполагали перед стартом сезона, навскидку северная конференция казалась сильнее. И по итогам второй стадии регулярки это впечатление подтвердилось – в четверке лидеров группы «А» только один коллектив с «юга» – это «Бобруйск».
А вот сборная U17 по итогам регулярки не смогла попасть в квартет лучших в группе «Б» и утратила шансы поспорить за пропуск в плей-офф. Напомним, что в 2019 году команда Беларусь U17 стала бронзовым призером вышки, в 2020-м – чемпионом, а в 2021-м заняла четвертое место. Нынче же юноши не поднимутся выше итогового 13-го места.
О возросшем уровне турнира в новом сезоне, способствовании реформ развитию игроков и возможных резервах для улучшения соревнований Hockey.by поговорил со специалистами, работающими с командами высшей лиги.
– Поскольку повысился возрастной ценз, добавилось количество игроков постарше. Это позволило командам уплотнить составы, средний возраст хоккеистов лиги вырос, и уровень турнира несколько поднялся. Окрепли игроки 2002-2003 года рождения, которые уже в прошлом сезоне играли первые скрипки во многих командах. А ведь кто-то из них в свое время привлекался в юниорские и молодежные сборные. В этом году эти парни выглядят прилично. Ну, и в принципе, чемпионат по уровню конкуренции сейчас достаточно плотный, – считает главный тренер юношеской (U17) сборной Беларуси Дмитрий Шульга.
Но при этом нередко случается, что степень накала и качества хоккея может заметно отличаться даже в матчах одних и тех же команд.
– Если оба соперника в полном объеме могут получить подкрепление из экстралиги – мы получаем один уровень хоккея, если главные команды делегируют только часть игроков на матч вышки, это уже другой уровень, а если вообще никого не отдают – третий. Из-за этого очень сильно может отличаться даже характер поединков между одними и теми же командами, играющими в течение двух дней. Ясно, что в первую очередь руководствуются интересами коллектива экстралиги, и если ему в этот момент нужны молодые игроки, то фарм вынужден обходиться без них. Поэтому объяснимо, что результаты встреч между одними и теми же командами «скачут», – отмечает тренер солигорского «Шахтера-2» Михаил Климин.
Наставник «Шахтера-2» положительно оценил деление команд на две группы на первой стадии регулярки и объединение сильнейших с сильнейшими на второй:
– Новое всегда интересно попробовать. На первом этапе любопытно посостязаться со всеми, есть самобытные команды, разные тренеры. А на второй стадии, когда лучшие команды собираются, уровень соперничества возрастает.
Новый формат помогает развитию игроков?
– Развитию младших игроков помогает. Что касается парней 20-22 лет, то, как минимум, они получают игровую практику, могут шлифовать какие-то технические моменты, – говорит Дмитрий Шульга.
Михаил Климин поясняет, в чем плюс участия в вышке для хоккеистов, которые не имеют твердого места в основной команде:
– Это большое подспорье для игроков. Если в экстралиге они выходят на 6-10 смен, то в фармах получают огромный айс-тайм, играют в большинстве и меньшинстве, решают совсем другого рода задачи. И для развития это плюс. В вышке они исполняют роли лидеров, а в турнире рангом выше у них другие функции, но их тоже полезно осваивать.
По мнению Михаила Климина, в высшей лиге есть достаточно возможностей для развития различных игровых качеств. И здесь многое зависит от самих хоккеистов и их тренеров.
– У нас в «Шахтере» из вышки привлекается к тренировкам основной команды человек восемь, наверное. Другое дело, что не так просто вытеснить из игрового состава опытных мастеров. Но для нас очевиден прогресс этих парней. Когда они возвращаются к нам в фарм, заметно, что они приобрели опыт, это видно и в принятии решений, и в культуре паса. В то же время проблема, которая иногда встречается при возвращении в вышку – снижение рвения и желания, которые были присущи до этого. Здесь очень важно, чтобы хоккеисты понимали, что это не понижение или наказание, а что они до определенного момента находятся в лифте. И что игровая практика, полученная в высшей лиге, пойдет в плюс, если правильно этим воспользоваться. Вернувшись в фарм-клуб, человек должен стремиться держать тот же уровень и те же скорости, что и в первой команде, действовать с тем же усердием и вырабатывать правильные привычки, играть сердцем. И тогда в высшей лиге у тебя будет появляться больше моментов и преимуществ. Так достигается стабильность, которая, как известно, признак мастерства. Разные качества при желании развивать можно всегда – скорость мышления, принятия решений, работу с шайбой на скорости, – уверен Михаил Климин.
Дмитрий Шульга, отмечая повышение уровня высшей лиги, поясняет, какие сложности в связи с этим испытали парни 2005-2006 годов рождения, из которых сформирована юношеская (U17) сборная.
– Если раньше для ребят, пришедших из юниорской лиги, разница в возрасте с соперниками была в пределах четырех лет, то теперь иногда достигает уже шести-семи. И присутствие игроков, которые намного старше, вызывало определенную вибрацию среди наших юношей, просто даже психологическую. Понятно, что с ней надо справляться, и в этом вопросе мы не снимаем ответственности ни с себя, ни с них. Но для этого нужны опыт и время. И если посмотреть на сборную U18, то ко второму году в вышке парни выглядят уже куда увереннее, – подчеркивает Дмитрий Шульга.
– Действительно, для сборной U18 увеличение числа игр – это хороший момент. Когда с ребятами второй год работаешь, они уже втягиваются и в тренировочный процесс, и адаптируются к большому количеству матчей. Здесь ведь за полмесяца мы шесть встреч проводим, а в юниорской лиге у них за месяц столько выходило, – уточняет главный тренер команды Беларусь U18 Андрей Михалев.
Наставник юношеской сборной Дмитрий Шульга признается, что плотный график матчей, особенно на первой стадии, не позволял уделять достаточно времени учебно-тренировочному процессу, который в этом возрасте не менее важен.
– Вообще хотел бы сразу оговориться, что в этом сезоне формат турнира экспериментальный. Если говорить про высшую лигу с позиции тренера команды U17, в которой собраны хоккеисты 2005-2006 годов рождения, то надо сказать, что мы не со всем справились. Переход из юниорской лиги дается непросто. Если взять количество матчей, которое провели за шесть месяцев, с учетом Кубка Цыплакова, товарищеских игр и международного турнира, то оно равно тому, что прежде они проводили за два сезона. Это тяжело. А ведь в таком возрасте еще очень необходим и учебно-тренировочный процесс, но по ходу сезона у нас на него времени не хватало. Нагрузка выпала на пацанов очень серьезная. Ведь в дни, когда не было игр, у нас часто были двухразовые тренировки, плюс занятия в школе. Справиться не удалось, в плей-офф мы не попали. Если же смотреть на содержание игры, то только в конце января ребята стали показывать то, что мы хотели от них видеть.
Если говорить про другие команды, то нынешний формат высшей лиги для них неплох, потому что позволяет весь сезон быть в игровом тонусе. Для института сборных есть определенные издержки. Да, изначально были пожелания проводить больше матчей, набирать форму за счет игр. Но практика показала, что для команды U17 календарь должен быть не таким плотным, и в нем должно быть время для тренировочного процесса. Потому что необходимо обучение тактическим моментам, плюс парни должны получать объемы нагрузок для физического и технического развития, также им нужно успевать восстанавливаться.
В общем, адаптация в высшей лиге проходила непросто, и шагнуть далеко у нас не получилось. Тем не менее, сезон интересный. Наверное, при планировании календаря на следующий сезон нужно поискать такой формат, при котором можно чуть-чуть уменьшить количество матчей. Если, конечно, в этом вопросе будет достигнута договоренность с клубами, ведь не всё в высшей лиге делается только под сборные, – говорит Дмитрий Шульга.
Выполнить задачу выхода в плей-офф юношеской сборной не удалось, но зато теперь появится время, чтобы компенсировать то, что не успели во время сезона.
– Впереди февраль, март, апрель и май – будем наверстывать объемы тренировочной работы, проводить спарринги. Потому что пока ребята не настолько готовы технически и тактически, как хотелось бы, особенно относительно международного уровня. Парни старались, без вопросов. Но в силу нехватки физических качеств не достает уверенности. Нет уверенности – проигрываешь борьбу, не дожимаешь моменты. Это болезни роста. В то же время окунулись в ту среду, где должны выжимать из себя все возможности, – итожит сезон сборной U17 в вышке Дмитрий Шульга.
Юниорская (U18) сборная большую часть регулярного чемпионата сражалась за лидерство, но, уйдя на карантин, отпустила вперед «Юниор» и «Минских зубров». Большинство матчей команда проводила с позиции силы, хотя проходных встреч было не так много.
– В регулярке нам удалось хорошо отработать зону атаки. Если бы сохранилась экстралига «Б», то нам приходилось бы больше защищаться, а так оборонительные навыки мы не отрабатываем в достаточной мере, это минус. Хотя на второй стадии команды уже ровнее, игры идут кость в кость, матчи проходят более интересно. Конечно, для развития парней хотелось бы чаще соперничать с командами, когда они спускают игроков из экстралиги. А еще мне, как тренеру юниорской сборной, хотелось бы больше видеть в других командах ребят 2004 рождения и младше, но на игроков этого возраста установлен лимит до пяти человек. В плане просмотра кандидатов в сборную их уровень был бы более наглядным в высшей лиге, чем в юниорской. Но мы стараемся следить за всеми, вот пригласили трех игроков из «Минских зубров», – рассказал Андрей Михалев.
Михаил Климин отмечает, что в «Шахтере-2» стараются использовать максимально разрешенное количество молодых (2004 года рождения и младше). Другой вопрос, что не всем из них удается себя проявить.
– Одно дело, если их по звеньям распределить рядом со старшими, когда их прикроют более опытные парни, а другое, когда они собраны в одном звене. Да, они стараются, и это принесет пользу, но нужно ждать – как минимум год. Не могут молодые, сырые ребята зайти в совершенно новую для них лигу, где играют хоккеисты заметно старше, и сразу там шуметь, – поясняет Михаил Климин.
Еще один больной вопрос, свойственный, впрочем, не только белорусскому хоккею – это переход с юниорского и молодежного на взрослый уровень. Хватает примеров, когда в высшей лиге нападающие выбивают по сотне очков за сезон, но никак не могут закрепиться в экстралиге.
– Вышка и экстралига – это совершенно разные уровни. Но переход на следующую ступень нужно заслужить. Шансы нужно не только ждать, но и работать для того, чтобы их затем использовать. Вот одна из ситуаций. Часто физическое развитие игрока позволяет ему набирать очки в высшей лиге – когда он быстрее и сильнее более младших соперников и партнеров. Но в командах экстралиги большой тренерский запрос на тактику и понимание игры. И часто тот хоккеист, который физически слабее, но лучше понимает игру, постепенно дозревает и заходит в экстралигу головой, скажем так. Здесь чуть лучше партнеры, правильнее выстроена структура игры, выше совокупное мастерство. И если хоккеист в нужный момент находится на площадке в том месте, где надо, четко понимает задачи, схватывает то, что ему рисуют на планшете, то интегрируется в команду. Если же игрок крепкий физически и технически одаренный, но слабее понимает игру, то на более высоком уровне, где вырастает скорость принятия решений, ему сложно. Он выглядит прямолинейным, за счет этого соперники гасят ему моменты, не позволяют их реализовывать и забрасывать. Хотя в лиге более низкого уровня его навыков хватало, чтобы набирать много очков. Игровой интеллект – важнейшее качество, которое помогает осваиваться в более сильном турнире. Понимание систем, тактик, структуры игры и требований тренера – во главе угла в профессиональном хоккее, а все остальное нарабатывается, – уверен Михаил Климин.
Михаил Климин опровергает бытующее мнение о том, что в высшей лиге недостаточное внимание уделяется игре в обороне.
– Другое дело, что игроки не всегда должным образом воспринимают требования. Техничных и одаренных хоккеистов, как правило, очень сложно заставить отрабатывать в обороне на уровне молодежного хоккея. Когда же они поднимаются уровнем выше, то там заставить проще, но проблема в том, что к тому моменту игрок меньше понимает, чем мог бы, если б раньше уделял больше внимания требованиям тренеров. В общем, адаптироваться во взрослой команде будет легче игроку, который разносторонне развит, ведь сегодня в команде могут быть нужны чекеры, завтра – плеймейкеры и так далее. И если ты готов выполнять все задачи, которые перед тобой ставятся, тем больше возможностей вписаться в команду, – отмечает Михаил Климин.
Что огорчает в нынешнем сезоне высшей лиги – так это слабое выступление «Авиатора» и «Витебска-2», которые проигрывают много и крупно. Нужны ли такие команды? Или стоит сократить количество участников турнира?
– Нужно уважительно относиться ко всем участникам. Фарм-клуб – это наконечник детской школы. Раз он выглядит настолько сырым, значит, где-то случились пробелы в каких-то возрастах, потери в школах. Кто-то в сборную уехал или еще куда-то. Но эти команды все равно должны быть. В каждом городе должен быть хоккей, у каждого мальчишки – стимул дорасти до фарм-клуба, а затем развиваться дальше. Мое мнение: чем больше команд, тем лучше. Тем больше детей получают шанс участвовать и оставаться в хоккее. Пусть сегодня они играют плохо, но завтра станут лучше. Я мыслю созидательными категориями. А разрушить всегда проще, – говорит Михаил Климин.
Андрей Михалев также придерживается мнения, что команды в этих городах должны быть.
– Да, сейчас у них игроков не хватает. Один из вариантов укрепить эти команды – договориться об аренде, условно – из «Юности» или «Шахтера». И молодые хоккеисты получают шанс развиваться, и для клубов польза. Конечно, тут еще зависит от финансов, ведь игрокам надо предоставить жилье.
Очевидно, что школа в Барановичах пока не может готовить игроков для команды высшей лиги. Поэтому один из вариантов, которые предлагают эксперты – заключить договор с кем-то из клубов экстралиги, как это сделали оршанский «Локомотив» и «Соболь» из Березы.
– Вообще явные команды-аутсайдеры есть в любом чемпионате, в любой лиге. Другое дело, что не везде такое продолжается из года в год. Здесь важно, чтобы на местах проявили заинтересованность, а не довольствовались тем, чтобы просто какая-то команда была. Такие вопросы, как правило, решаются на уровне местных властей, – полагает Дмитрий Шульга.
Стала ли высшая лига после смены формата более качественной площадкой для перехода игроков в экстралигу? По мнению экспертов, одного сезона недостаточно, чтобы всесторонне оценить, насколько полезными оказались изменения. Это покажет только время. Хотя это не мешает произвести какие-то корректировки в структуре турнира перед новым сезоном.
Текст: пресс-служба ФХБ