«Каждый соперник опасен. Мы не исключение». Евгений Есаулов перед стартом чемпионата мира
Уже завтра, 18 апреля, наши юноши проведут первый матч на чемпионате мира в элите. Поединок с чехами начнется в 16:30 по белорусскому времени. Прямая трансляция на «Беларусь 5» и hockey.by.
Сегодня команда переехала из Крамфорса, где проводила заключительный этап подготовки, в Умео — место сражений нашей группы «А». Накануне мы пообщались с главным тренером Евгением Есауловым — об ожиданиях и не только.
Юношеский чемпионат мира: все, что надо знать о турнире и нашей сборной
- Чем заняты ваши мысли в последние дни перед чемпионатом?
- Главное, чтобы команда подошла к старту в хорошем психологическом состоянии. Физически ребята готовы, тактически подкованы, поэтому остается только зарядить их эмоционально. Делаем для этого все возможное. И в принципе видим, что парни раскрепощены, готовы дать бой любому сопернику.
- Полагаю, последние спарринги тоже этому поспособствовали.
- Конечно. Понятно, что результат и с Россией, и с Канадой получился отрицательным, но в содержании игры и в отдельных моментах увидели много положительного. Не обошлось без индивидуальных ошибок, однако не ошибается тот, кто ничего не делает. Посмотрели видео, проанализировали. Важно, чтобы после таких просмотров хоккеисты делали правильные выводы и в каждом следующем матче совершали хотя бы на одну ошибку меньше — тогда мы будем ближе к достижению цели.
- Сейчас эмоциональный фон хороший. А насколько в целом эта команда психологически устойчива?
- Все в порядке. В особенности у тех, кто провел сезон в экстралиге Б. Пусть там и было больше поражений, нежели побед, но мы всегда говорили подопечным, что надо стремиться к лучшему. Они это впитывали. Ребята, которые присоединились из-за океана, неплохо выступали за свои клубы. У них тоже нет проблем с психологией. Должны справиться.
- Кстати, насколько хорошо влились в вашу систему североамериканцы?
- Мы стараемся проповедовать что-то похожее на североамериканский хоккей — атакующий и агрессивный. Поэтому трудностей не возникло. Тем более большинство парней играло за нашу команду в прошлом году, кто-то летом проходил предсезонку, участвовал в спаррингах, кто-то приезжал на турниры в международных паузах. Так или иначе, все знакомы с системой.
- Мы весь турнир планируем действовать в атакующем и агрессивном ключе или будем подстраиваться, скажем, под финнов и канадцев?
- В нашу тактику можно вносить изменения по ходу матча. Есть несколько вариантов игры, с которыми ребята знакомы. Вплоть до того, что первое звено действует по одной схеме, а второе — по другой. Они выучили и одно, и второе, и даже третье. В любом случае постараемся навязывать свое, но будем учитывать возможности соперника. Большинство команд на турнире котируется выше, однако нас это не пугает.
- Кто из тренеров, с которыми работали, повлиял на ваше мировоззрение и на тот хоккей, который сейчас прививаете подопечным?
- Старался от каждого брать лучшее. Но, наверное, наибольшее влияние — и в плане льда, и в плане быта — оказал Александр Андриевский.
- По ходу заключительного кэмпа вы принимали смелые решения. В частности отцепили от состава Барковского и Степанова. Значит ли это, что в команде все должно быть подчинено системе?
- Еще будучи спортсменом, а потом став тренером, всегда руководствовался спортивным принципом. И продолжаю это делать вместе с нашим тренерским штабом. Если на данный момент конкретный хоккеист лучше готов физически, тактически, технически, если он более исполнительный, ответственный (можно еще много компонентов назвать), то он окажется в составе. А если на кого-то рассчитываем в определенной роли, но парень выпадает, то почему он должен быть в ростере? Здесь ничего личного — только честный отбор. Все, кто прошел через Раубичи, через финальный кэмп, — очень хорошие ребята. У многих отличное будущее. Прощаясь, беседовали с каждым. Говорили, где надо прибавить, желали удачи. Считаю, с каждым расстались друзьями — не стыдно смотреть друг другу в глаза.
- Трудно было проводить последний отсев?
- Для меня самое сложное в тренерской работе — расставание со спортсменами. Все решения обсуждаем коллегиально. Иногда очень долго. Например, Сергей Рудольфович Шабанов работает с вратарями. Но вратарь — это ведь хоккеист, только в другой амуниции. И мы с Дмитрием Владимировичем Катаевым тоже имеем к нему отношение. Поэтому по каждому кандидату принимаем общее решение. Можем даже поговорить на повышенных тонах, поругаться. Но проходит время, возвращаемся к обсуждению — и находим консенсус.
- С Катаевым вы работаете уже четвертый сезон. До этого были знакомы?
- Изначально нет. Что-то он знал обо мне, что-то — я о нем. Пришлось сплотиться, объединиться общей идеей. В итоге так хорошо сработались, что подружились семьями. Прекрасно проводим время вместе. И Сергей Рудольфович отлично влился в наш коллектив.
- В 2017-м вы должны были везти юношескую сборную на чемпионат мира в элите, но перед турниром команду доверили Юрию Файкову. Есть ли в связи с этим желание что-то кому-то доказать?
- Имеете в виду, осталась ли обида на тогдашнее руководство федерации? Я такой человек, который не обижается — просто делает выводы. С одной стороны, они ведь были правы: у меня тогда опыта было с гулькин нос, а тут элитный дивизион. С другой, съездить хотелось, хотя бы в качестве ассистента. Поэтому задевало не то, что не взяли главным, а то, что не взяли вообще. Мы с Дмитрием Владимировичем отдали той команде два года. Каждого знали досконально: чем дышит, что ест. Могли принести пользу, дать какие-то подсказки в определенных моментах. Но на Файкова вообще никаких обид. Решение принимал не он. Прекрасно знаю Юрия Александровича — мы дружим, созваниваемся. Общались буквально сегодня (разговор состоялся во вторник — прим.): он пожелал удачи. Кому-то что-то доказывать надо не после каких-то ситуаций — доказывать надо всегда.
- Какой совет дал вам Файков?
- Не буквально, но смысл слов такой: если на протяжении двух лет ты все делал правильно, то результат придет. Еще советовал не бояться принимать решения. В принципе, так и действуем.
- Есть ощущение, что на протяжении двух лет все делали правильно?
- По крайней мере, мы трудились на совесть и полностью отдавались делу. Если честно, в нынешнем сезоне очень ждали первого международного турнира в Словакии. Это было в ноябре. К тому времени отыграли часть регулярки экстралиги Б и потерпели много поражений. Возникали сомнения, в правильном ли направлении движемся: мало забивали, плохо реализовывали большинство, страдало меньшинство... Хотели съездить поскорее в Михаловце и посмотреть, чего стоим на фоне сверстников после матчей с мужиками. И турнир показал, что все на уровне: хорошо сработали спецбригады, мы достаточно забросили и в итоге заняли первое место, победив в том числе словаков. Это вселило уверенность. Продолжили двигаться тем же курсом.
- За день до старта можете сказать, что все успели?
- А такого никогда не бывает. Всегда хочется еще, еще, еще... Чемпионат мира закончится, тогда ответим на этот вопрос. Но в части подготовки проблем не возникло. Федерация создала все условия. В Раубичах сбор прошел на уровне — нам даже увеличили нормы питания. Думал, может, в Швеции возникнут какие-то накладки, все-таки другая страна. Но и здесь никаких проблем. Отлично поработали в Крамфорсе. Там комфортная арена, с очень удобной инфраструктурой. Хотя внешне кажется, будто ничем не отличается от раубичской. Специально к чемпионату мира получили полный комплект экипировки. Плюс провели хорошие спарринги. У нас было пожелание сыграть с россиянами — и федерация договорилась. Искали второго соперника, однако варианты не подходили. Просились латвийцы, но нам не хотелось. Мало ли... Никто не застрахован от встречи с ними на втором этапе. В общем, уже решили обойтись одним матчем, а потом вдруг поступило предложение от канадцев, ставшее приятным сюрпризом. Они предложили даты — нас устроило 14 апреля. Хотели смоделировать календарь чемпионата мира, где придется выходить на лед два дня подряд.
- Кстати, как вам календарь? Да, его не выбирают, но, может, есть замечания?
- В идеале не хотелось бы играть вечером с канадцами, а в обед следующего дня — со швейцарцами. Но я к этому спокойно отношусь и нигде не заостряю на этом внимания. Считаю, раз так — значит, так надо.
- Насколько хорошо изучили соперников?
- Есть видео всех команд. По канадцам есть еще и свежие впечатления. Со швейцарцами играли на Мемориале Дзуриллы. Каждого смотрели, анализировали, делали пометки. Уже и разборы организовывали. Считаю, провели отличную работу. В этом очень помог наш оператор Павел Змитрович. Хорошо трудится, молодец.
- Понятно, что Канада и Финляндия — это элита юношеского хоккея. А что скажете о чехах и швейцарцах?
- Это тоже элита. Равно как и сборная Беларуси :) Каждый соперник опасен. Мы не исключение…
Артур ЖОЛЬ из Умео