ОИ-2010 Событие 25 августа 2021

Самая успешная эпоха, замена Хэнлона и Костицына на Захаровых, уклон на оборону. Как наша сборная боролась за восьмерку в Ванкувере

Константин Кораблев вспоминает последнюю Олимпиаду для белорусской националки.

Квалификация в Братиславе начнется уже в четверг. Недавно Hockey.by подробно рассказывал, как раньше белорусы пробивались на топовый хоккейный форум.

Сотрясения и потрясения, реванши и словенский Рок. Как Беларусь выступала на квалификациях к Олимпиадам

Были удачные примеры и не очень. В какую категорию попадет сборная Вудкрофта – узнаем совсем скоро.

Пока же есть время чуть подробнее вспомнить, как сборная Беларуси выступала на предыдущих Олимпийских играх в своей истории. Турнир, на котором без всяких «но» играли лучшие из лучших. Перерыв в НХЛ это обычно обеспечивает. Перенесемся на 11 лет назад – именно столько лет минуло с последнего белорусского олимпийского опыта.


Путь в Ванкувер

Дорога на Олимпиаду была простой и сложной одновременно.

Простой – потому что в первый и пока последний раз белорусы попали на Игры без квалификации. Девятое место в мировом рейтинге позволило спокойно дожидаться соперников.

Сложной из-за того, что зарабатывался такой рейтинг стабильной игрой на предыдущих пяти топ-турнирах с 2005 года. На четырех чемпионатах мира белорусы занимали 10-е, 6-е (рекорд по сей день), 11-е и 9-е места. На Олимпиаде-2006, на которую не удалось поехать после провала в Риге, наша команда стала 13-й – первой из тех, кто не отобрался в финал.

В целом же плотность результатов говорила о завершившейся смене поколений и выходе на новый уровень. После спада, случившегося в начале 2000-х, наступила новая эра, которую олицетворяли молодые звезды, выступавшие в НХЛ – братья Костицыны и Михаил Грабовский.

Именно в конце десятилетия притязания на место в восьмерке сильнейших команд мира, казалось, имели под собой самую крепкую почву. Четырехлетний отрезок с 2005 по 2008 годы, который позволил напрямую отобраться на Олимпиаду, стал вторым лучшим в истории сборной (сумма мест на ЧМ – 36). Успешнее был только период 2006-2009 с суммой мест 34 (6-11-9-8).

В мае 2008 года сборная Беларуси знала не только то, что точно поедет в Ванкувер, но и что с ней в группе будут сборные Швеции и Финляндии. В феврале 2009 года к этой троице добавились немцы.

Уход Хэнлона, назначение Захарова

Серьезный поворот сюжета случился менее чем за четыре месяца до старта Игр. Минское «Динамо» 20 октября 2009 года приняло решение прекратить сотрудничество с главным тренером Гленом Хэнлоном, который также руководил национальной сборной Беларуси. Насчет продолжения работы с главной командой страны канадец обещал подумать, но в начале ноября стало известно, что и этот пост он покидает.

Изначально главным кандидатом на место рулевого сборной выглядел Владимир Крикунов. Его кандидатуру публично поддержал Михаил Захаров.

Я сейчас вижу только одного специалиста высокого класса, который мог бы возглавить белорусскую сборную – это Владимир Крикунов. Это тренер номер один, и к тому же он хорошо знает белорусских игроков, – заявлял Михаил Михайлович в интервью «Комсомолке».

Сам Владимир Васильевич тогда подтвердил готовность возглавить сборную Беларуси.

– [Если бы поступило предложение], думаю, что я бы не отказался. Белорусская сборная – хорошая перспективная команда, которую нужно объединить и, насколько это возможно, подготовить,отмечал Крикунов.

Но две недели спустя Министерство спорта и НОК утвердили на эту должность Михаила Захарова. Пикантности ситуации добавляло и то, что Михаил Михайлович тогда являлся не только главным тренером «Юности», но и сборной Украины. Наши южные соседи не очень-то были рады такому повороту событий, хотя в итоге смирились. Захарова временно замещал Анатолий Степанищев.

Параллельно в СМИ раздавались голоса хоккеистов, поддержавших кандидатуру Михаила Михайловича – Алексея Калюжного и его тезки Угарова.

Новый главный тренер сборной принялся спешно готовиться к топ-турниру. Начал с формирования тренерского штаба – на должность ассистентов были приглашены Александр Андриевский и Владимир Крикунов, но оба отказались, сославшись на занятость в минском «Динамо» и «Нефтехимике» соответственно. В итоге помощниками Захарова стали Дэйв Льюис и Андрей Хомутов. Правда, россиянин в итоге вынужденно отказался от поездки Ванкувер, а замену искать уже было поздно.


Состав

Еще один момент, который постоянно держал в напряжении – удастся ли собрать оптимальный ростер. На бумаге получалась лучшая сборная в истории, сплав опыта и молодости, который в последние годы отличался стабильностью и неплохими результатами.

Но реалии не давали Михаилу Захарову расслабиться.

Изначально главной проблемой выглядело состояние Руслана Салея. Опытный защитник «Колорадо» сыграл в сезоне лишь один матч из-за болей в спине, которую прооперировал только 1 декабря. Многое зависело от сроков его восстановления. Сам хоккеист уверял главного тренера по скайпу, что все будет в порядке, хотя, как рассказывал Захаров, Руслан еле передвигался. Рассматривалась даже возможность привлечения Салея в тренерский штаб. 13 января капитан сборной начал тренировки. Прямо перед олимпийской паузой, 13 февраля, сыграл первый матч после длительного перерыва (и всего второй в сезоне), получив 19:52 игрового времени в матче с «Лос-Анджелесом». Здесь пронесло.

Константин Кольцов в декабре делал операцию на колене, но вернулся в строй после Нового года. Из-за повреждения голеностопа пропускал матчи форвард «Монреаля» Сергей Костицын, у которого вообще сезон получался нестабильным - матчи за основу сменялись ссылками в фарм.

Самыми невезучими оказались новогодние праздники. 31 декабря форвард «Монреаля» Андрей Костицын в матче с «Флоридой» травмировал колено. 2 января нападающий «Торонто» Михаил Грабовский сломал запястье в поединке с «Калагри». Оба восстановиться не успели. В случае с Михаилом также проходила информация, что руководство «листьев» не отпустило игрока в сборную.

Первый вариант состава был назван 23 декабря, в соответствии с требованиями ИИХФ. Затем он не раз изменялся, финальная версия была обнародована 16 февраля, за день до старта турнира. Так выглядел итоговый ростер:

Вратари: Андрей Мезин (1974), Виталий Коваль (1980, оба – «Динамо» Минск, КХЛ), Максим Малютин (1988, «Витебск»);

Защитники: Владимир Денисов (1984), Александр Макрицкий (1971, оба – «Динамо» Минск), Андрей Карев (1985), Александр Рядинский (1978, оба – «Юность»), Виктор Костюченок (1979, «Спартак», КХЛ), Николай Стасенко (1987, «Амур», КХЛ), Руслан Салей (1974, «Колорадо», НХЛ), Сергей Колосов (1986, «Гранд Рэпидс», АХЛ);

Нападающие: Олег Антоненко (1971), Сергей Заделенов (1976), Александр Кулаков (1983), Андрей Михалев (1978), Андрей Стась (1988), Дмитрий Мелешко (1982, все – «Динамо» Минск, КХЛ), Сергей Демагин (1986, «Нефтехимик», КХЛ), Алексей Калюжный (1977, «Динамо» Москва, КХЛ), Константин Кольцов (1981, «Салават Юлаев», КХЛ), Алексей Угаров (1985, ХК МВД, КХЛ), Сергей Костицын (1987, «Монреаль», НХЛ), Константин Захаров (1985, «Юность»).

В сравнении с первой версией, поданной в ИИХФ, было шесть изменений. Вместо Андрея Антонова, Андрея Башко, Вадима Сушко, Александра Сырея, Михаила Грабовского и Андрея Костицына в ростере появились Андрей Карев, Сергей Колосов, Александр Макрицкий, Александр Рядинский, Дмитрий Мелешко и Константин Захаров.

Отметим, что троица из солигорского «Шахтера» Башко-Сушко-Сырей исчезла из состава еще в конце января. Захаров-младший стал последней заменой. Со слов главного тренера сборной, это место до последнего придерживалось для Андрея Костицына.


Ход турнира

Еще в ноябре Михаил Захаров озвучил задачу на турнир – попасть в восьмерку. Для ее выполнения было решено играть от обороны.

– Учитывая непростую кадровую ситуацию, в которой оказалась наша команда из-за травм ведущих игроков, на Олимпиаде мы будем играть исключительно «в откат». На успех можно рассчитывать, лишь четко действуя в обороне. Чтобы играть «в давление», нужно располагать такими исполнителями, как россияне Евгений Малкин, Павел Дацюк, Александр Радулов, – так объяснял выбор стиля Михаил Захаров.

Уже в Ванкувере белорусская сборная провела два спарринга со швейцарцами – 9 февраля удалось победить в овертайме (2:1), спустя два дня последовали болезненные 2:6. По результатам этих встреч и были сделаны последние изменения в составе: из Канады отправили домой Андрея Антонова и Ивана Усенко.

Первый матч на Олимпиаде-2010 сборная Беларуси сыграла 17 февраля с финнами. Соперники довольно быстро открыли счет – на четвертой минуте большинство реализовал Олли Йокинен. Никлас Хагман еще до перерыва удвоил преимущество. В первой смене второго периода Сергей Костицын сократил отставание, но это не изменило рисунка встречи. Финны доминировали на льду, но скользкий счет немного нервировал. Окончательно успокоил встречу все тот же Хагман, который соорудил гол-красавец.

В третьем периоде команда Ялонена отличилась еще дважды. Если бы не Виталий Коваль, то счет мог быть разгромным. А так – неприятные 1:5.

Встреча со Швецией получилась куда более упорной. Дубль Дмитрия Мелешко перевернул матч, который соперник иногда откровенно пытался доигрывать, не желая повторения событий восьмилетней давности.

Интересные подробности из этой встречи, которая завершилась поражением 2:4, рассказал Hockey.by Андрей Стась – единственный действующий игрок сборной, который тогда выступал в Ванкувере.

Жестокое знакомство Михалева со шведом, железяка Nokia и голые финки. Андрей Стась вспоминает последнюю Олимпиаду для белхоккея

Следующий поединок был очень важным с точки зрения турнирных перспектив. Понятно, что и Беларусь, и Германия готовились к 1/8 финала, но результат их очной встречи определял, кто дальше встретится с Канадой.

Белорусы грамотно оборонялись, реализовали свои моменты и к 52-й минуте повели с разницей в две шайбы – 3:1. Затем был шок в виде двух ответных ударов за 21 секунду. Все решилось в концовке – сначала Александр Кулаков вынудил удалиться тезку Зульцера, а Руслан Салей классным броском вновь вывел Беларусь вперед. За 1:15 до конца все вопросы снял Алексей Калюжный.

Эта победа до сих пор остается последней для нашей команды на Олимпиадах. Вы можете пересмотреть этот матч или почитать наш подробный рассказ об этой встрече.

«Если нужно было бы умереть – каждый из нас умер бы». 10 лет назад Беларусь последний раз победила на Олимпиаде

В 1/8 финала белорусов ждала Швейцария – пожалуй, самый проходимый соперник, который был очень хорошо знаком нашей команде.

Поединок получился крайне упорным. В основное время команды забросили по две шайбы (Калюжный, К.Захаров – Шпрунгер, Доменикелли). Швейцарцы лучше смотрелись в первых двух периодах, но в третьей двадцатиминутке и овертайме нашей сборной удалось выровнять игру. Все решилось в серии буллитов, где после первых двух раундов Дерунс и Лемм переиграли Мезина, а из пары Антонено-Мелешко пробил Хиллера только второй. Затем наш вратарь потащил бросок Рютеманна, а Сергей Костицын так и не смог обмануть швейцарского кипера, хотя был близок.

23 февраля белорусы уступили со счетом 2:3 – и с тех пор мы наших на Олимпиаде не видели.

Во всех встречах соперники перебрасывали белорусов (165-70 за четыре матча), вторым номером играли и с немцами, и со швейцарцами. Благо в поединке с Германией лидеры выстрелили, но и там все могло качнуться в любую сторону. Ставка на оборону позволила взять свое, но не более.


Что было дальше

На фоне прогресса в предыдущие годы девятое место в Ванкувере не воспринималось, как провал, но признавалось не совсем удачным. Хотя буквально пара буллитов могла серьезно все перевернуть.

Михаил Захаров сразу после турнира сделал несколько громких заявлений на разные темы. Главный тренер сборной критиковал организацию ОИ-2010, где мы узнали о проблеме голых финских хоккеисток (за что его критиковал Юрий Бородич), в очередной раз отправил «Юность» в КХЛ, а также сказал, что Беларусь будет в призерах на чемпионате мира в Германии.

В итоге вскоре Михаил Михайлович вернулся к работе в сборной Украины, где в апреле не сумел вернуться в элиту. Его команда уступила в решающем матче австрийцам (1:2). Зато чуть ранее он завоевал с «Юностью» пятое чемпионство.

На чемпионат мира-2010 сборную Беларуси повез Эдуард Занковец. В призерах нашей команды не оказалось, куда ближе к этому были хозяева, занявшие дома четвертое место. Белорусы же замкнули десятку.

Тогда этот результат тоже не устраивал многих, но за следующие 11 лет наша национальная команда лишь два раза попала в топ-10 – два седьмых места в 2014 и 2015 годах вернули веру в принадлежность к лучшим командам мира.

Однако тот отрезок в конце 2000-х, который венчает собой Олимпиада в Ванкувере (пока последняя для нас), до сих пор остается самым успешным в истории нашей сборной.


Текст: Константин Кораблев