Жигалов и все-все-все. Кого из белорусов могут выбрать на драфте НХЛ?

Размышления и прогнозы.

В ночь на 8 июля по белорусскому времени в Монреале пройдет первый раунд юбилейного 60-го драфта в истории НХЛ. На следующий день – еще шесть. Через паузу в два года на событие приглашены зрители – ожидается шоу высшего разряда с морем эмоций и горой аналитики. В ночь на пятницу зажгутся новые молодые звезды, которые со временем превратятся во франчайз-плееров или станут большими разочарованиями. Драфт – это не гарантия, но определенная отметка в карьере, своеобразный этап, после которого предстоит еще больше работы, чтобы все-таки добраться до главной мечты.

Драфт – не гарантия, но и вовсе не обязательная процедура для вхождения в НХЛ. Самый свежий и показательный пример – кейс Ильи Усова, который относительно недавно подписал контракт с «Тампой», минуя процедуру ярмарки талантов. Белорусский форвард немало времени провел за океаном, где у селекционеров была масса возможностей рассмотреть его со всех сторон, но по-настоящему интересен Илья стал после классных сезонов в минском «Динамо». Не будучи задрафтованными, в НХЛ сыграли три белоруса – защитники Роман Граборенко («Нью-Джерси»), Дмитрий Коробов («Тампа») и Олег Микульчик («Виннипег»/«Анахайм»). Усов может стать четвертым. Шансы пройти по такому же пути по-прежнему есть у ряда белорусов, которые уже являются для драфта оверэйджерами, но способны поднять свои котировки через выступления в КХЛ или других лигах. Просто для того, чтобы по-настоящему раскрыться и привлечь внимание, им по разным причинам нужно больше времени. Хоккейная карьера – это про шансы и их использование.

Вообще, если вам интересно, что такое драфт НХЛ и почему о нем так много пишут, посмотрите вот это видео журналиста Sports.ru Никиты Петухова – после него у вас не останется никаких вопросов. А если вы все и так знаете, переходим к сути.

В этом году на драфт выходят хоккеисты, родившиеся не позднее 15 сентября 2004-го; это нижняя планка (так что вопрос «где Левшунов???» можно не задавать, ему пока рано). Верхняя у североамериканцев и европейцев традиционно отличается на год – то есть, клубы лиги могут выбирать игроков-оверэйджеров из остального мира, которые появились на свет с 1 января 2001 года. Вроде бы данный факт открывает окно множеству талантов, но есть масса нюансов, которые в конце концов сужают список претендентов примерно до 500-600 хоккеистов. Из них менее половины в итоге увидят свое имя на процедуре в ближайшие дни, а счет тех, кому посчастливится заиграть в лиге, пойдет на десятки.

Белорусов на драфте выбирают шесть лет подряд. Более продолжительная серия была лишь с 1988 по 1997 годы. Шансы на продление нынешней очень велики, ведь от Беларуси вновь есть один железный кандидат – голкипер Иван Жигалов (2003), который расположился на втором месте в финальном рейтинге Центрального скаутского бюро НХЛ среди вратарей, выступающих в Северной Америке. Это, конечно, не первый раунд, но в третьем-четвертом Ваню должны забрать. Жигалов вышел на драфт еще в прошлом году, однако тогда о нем было мало информации. Сейчас – в достатке. Один из объемных аналитических материалов вышел на нашем сайте буквально на днях. Добротный год в «Шербруке» из QMJHL помог скаутам рассмотреть в белорусе голкипера с энхаэловским потенциалом. Жигалов сыграл на матче проспектов CHL, наверняка пообщался со многими клубами – осталось просто ждать.


Интересно, что до июля 2021-го наших вратарей вообще никогда не драфтовали, а теперь это может войти в традицию. Хороший знак на фоне разговоров об отсутствии наследников Мезина – в последние годы талантливых стражей ворот у нас появляется все больше. При этом вратари, как правило, дозревают дольше и раскрываются чуть позже, поэтому здесь клубы готовы еще и немножко подождать – как та же «Филадельфия» с Алексеем Колосовым, который спокойно играет и развивается в минском «Динамо». Не лишним будет вспомнить, что права на Жигалова отныне тоже у «зубров», поэтому вариант вернуться из-за океана у него есть. Другое дело, стоит ли на фоне крепкой бригады Колосов – Шостак? Недавно Ивана задрафтовал (но пока не подписал) «Кингстон», так что есть вероятность, что вратарь просто сменит лигу в CHL – с QMJHL на OHL. Лучший путь развития своему проспекту подскажет клуб, который выберет Ивана на драфте.

Если с Жигаловым все в целом понятно, то дальше открывается огромный простор для фантазий. Не исключено, что на Иване драфт-2022 для нас закончится, но может случиться и рекорд – напомним, ранее больше трех белорусов за раз в истории этой процедуры не выбирали никогда. Явных претендентов на высокие раунды, кроме Жигалова, от Беларуси сейчас нет. Немаловажное значение имеет тот факт, что наша страна осталась без ЮЧМ в элите – соревнования, куда съезжаются «купцы», и которое является одной из главных просмотровых площадок. В 2020-м помешал ковид, теперь – бан от IIHF. Юниорский чемпионат мира сильно помогал белорусам ранее: Оксентюк, Кузьмин, Климович, Колосов и другие парни без опыта североамериканских лиг светились именно на этом турнире. Второй раз за последние три года эта витрина остается закрытой.

Однако неплохой международный календарь у сборной U18 в 2021-м все-таки был. Причем белорусы выступали там очень успешно, что могло привлечь к ним внимание: уверенная победа в Словакии, второе место на Европейском юношеском олимпийском фестивале в Финляндии, который называют своеобразным чемпионатом Европы – все это легло в копилочку. Как и заслуги тех, кто помогал достигать успехов.

Например, голкипер Ян Шостак (2004), к своим 18 годам уже имеющий солидный опыт не только молодежных лиг, но и взрослого хоккея, а также международных соревнований. Вратарь оформил два шатаута в Словакии, в Финляндии получил приз лучшему в своем амплуа. Шостак в течение сезона не мелькал в преддрафтовых списках, и это не очень хороший знак. Возможно, он один из тех, кому как раз и не хватило поездки на ЮЧМ.

Кто в рейтингах появлялся, так это капитан белорусской юниорки Николай Тишкевич (2004). Форвард феноменально сыграл на ЕЮОФ, забросив четыре шайбы в четырех матчах – и три из них оказались победными. Тишкевич отличался в разных форматах, стал лучшим бомбардиром и снайпером команды, а организаторы признали его лучшим нападающим турнира. Весной 18-летний форвард дебютировал в национальной и молодежной сборных Беларуси. Но опять же – выгоднее было бы съездить на официальное соревнование. В преддрафтовом рейтинге ЦСБ НХЛ Тишкевич занял 69-е место среди полевых хоккеистов, выступающих в Европе. «Он очень быстрый игрок и постоянно хочет быть лидером», – так отзывался о форварде главный тренер U18 Андрей Михалев. А сам Николай недавно признался, что клубы НХЛ выходили с ним на связь.


В составе юниорки-2021/22 есть менее раскрученный, но имеющий более высокий рейтинг форвард Александр Муромцев (2004, #41 среди европейцев). В 17-летнем фактурном центре с хорошим игровым мышлением и высокой работоспособностью скауты сумели рассмотреть хоккеиста, который был бы интересен клубам НХЛ. По возрасту сентябрьский Александр попал на драфт-2022 впритык, поэтому если нынешним летом он никого не заинтересует, то получит еще год, чтобы прокачаться сильнее и добавить во многих компонентах.

В финальном списке ЦСБ НХЛ из юниорки присутствуют защитники Владислав Пашуто (2004, #93) и Павел Камко (2004, #94), которых также могли рассмотреть на ЕЮОФ в Финляндии. Оба не феерят в плане результативности, однако со своими непосредственными обязанностями справляются неплохо. Камко ко всему прочему выделяют внушительные для 18-летнего парня габариты – под два метра роста, около сотни килограмм веса. По нашей информации, контакты со скаутами имел 18-летний россиянин Степан Звягин (2004), который произвел фурор в матчах за национальную сборную Беларуси в мае.

Помимо ребят, игравших по эту сторону океана, есть и те, кто в прошлом сезоне выступал в разных турнирах CHL прямо на виду у специалистов. Очень неплох в Лиге Квебека был Даниил Боурош (2004) – с большим отрывом лучший снайпер (30 голов) и третий бомбардир (45 очков) «Руэн-Норанды». Некоторые специалисты ставят 18-летнего форварда в топ-20 проспектов лиги, а скаутское бюро НХЛ – на 143-е место в списке самых заметных игроков из Северной Америки.


На 95-й позиции в нем же – еще один талантливый белорусский нападающий Егор Сидоров (2004) aka «мастер во всем» и «вечный дежурный». Сидоров бодро для новичка отыграл год в «Саскатуне» из WHL, став с 24 голами четвертым снайпером команды. С одной стороны, без разрыва и феерии, чтобы гарантированно претендовать на драфт, как в свое время Женя Оксентюк, но и не так плохо, чтобы не надеяться. Талантливый, работоспособный форвард с отличными руками и умением посылать шайбы куда нужно способен кого-нибудь заинтересовать. Если нет, то впереди у Егора есть время – второгодки тоже остаются в поле зрения.

Последний из списка ЦСБ – 18-летний центрфорвард Захар Польшаков (2003), который родился 18 сентября, поэтому впервые попадает на драфт только в этом году. Обладатель клубной награды игроку, являющемуся образцом спортивного поведения, здорово заехал в Западную хоккейную лигу двумя голами в двух дебютных матчах за «Брэндон», но за оставшуюся часть сезона добрал примерно столько же – три. Мы рассказывали, как прошел для Захара первый год за океаном, а сам он обещал стать лучше. Польшаков – ролевик с лидерскими качествами и сильным характером, но его статистика не поражает воображение. Можно надеяться, что для кого-то это не станет преградой.


Помимо ребят, отыгравший драфтовый год, внимание клубов НХЛ могут привлечь оверэйджеры – в конце концов, Жигалов тоже из их числа. В поздних раундах кому-то могут приглянуться и талантливые белорусы постарше. Например, два года назад «Калгари» под занавес ярмарки выбрал Илью Соловьева, которому в тот момент было уже 20 лет. Возможно, кто-то исполнит мечту Пинчука, Суворова, Кузнецова, Чезганова, Клавдиева, Пальчика, Демченко или других ярких белорусов, надеявшихся на это в прошлые годы.

А если нет, то жизнь все равно будет продолжаться – в том числе хоккейная. И при должном усердии или счастливом стечении обстоятельств рано или поздно все получится. Спросите у Ильи Усова.

Текст: Иван Грунтов