«Ответственности с себя не снимаю». Сергей Стась – о раннем вылете «Гомеля» из плей-офф, своих ошибках и прогрессе молодых
После прошлогоднего финала, когда «Гомель» выдал лучший результат за 12 лет, от «рысей» ждали как минимум повторения успеха. Клубу удалось сохранить главного тренера Сергея Стася, но лучших игроков удержать оказалось сложнее. Как могли, гомельчане постарались компенсировать потери, хотя постфактум признали, что полноценно сделать это не смогли. Причем в регулярке проблемы были не особо заметны. И команда финишировала даже с лучшим процентом побед, чем годом ранее. Зато в плей-офф «Гомель» попал в историю: прежде в чемпионатах Беларуси лишь однажды третья команда гладкого сезона была выбита из плей-офф шестой – в 2006 году такая оказия приключилась с минским «Керамином», который уступил дорогу «Риге-2000», причем тогда четвертьфинальные серии проводились только до трех побед.
Обидчиком гомельчан стал «Неман», который с трудом протиснулся в топ-6 по итогам первой стадии регулярного чемпионата, а затем одержал только две победы в 10 поединках в сильнейшей шестерке. Тот самый «Неман», который до этого уступил «рысям» в четырех из шести встреч чемпионата, в четвертьфинальном раунде управился с фаворитом в пяти поединках. Правда, все эти матчи оказались очень упорными и держали в напряжении до последних секунд, но итог серии оказался не в пользу «Гомеля» – 1-4 ( 2:3, 2:1, 0:2, 1:2, 2:3).
Гомельский ступор, энергия Фурсы, характер Коршунова и другие причины победной серии «Немана»
Почему в плей-офф затупилась атака одной из самых результативных команд чемпионата? Какие были допущены ошибки в селекции и по ходу сезона? Отразились ли на «рысях» отстранение от финального этапа Континентального кубка и параллельная работа главного тренера у руля молодежной сборной Беларуси? Кто из молодых игроков добился прогресса? Кем из легионеров в «Гомеле» остались довольны и сколько процентов нынешнего состава хотелось бы сохранить в новом сезоне? Эти и другие вопросы Hockey.by обсудил с главным тренером клуба Сергеем Стасем.
– За месяц с момента завершения серии с «Неманом» вы наверняка все проанализировали вдоль и поперек. Смогли докопаться до причин, почему не удалось обыграть гродненцев в четвертьфинальной серии?
– Конечно, копался, разбирался. Наверное, тут не один фактор, а совокупность причин. Не снимаю и с себя ответственности, потому что, может, были и мои просчеты. Здесь и селекция, которую мы проводили летом. Те, ребята, которых мы пригласили под результат, не помогли его достигнуть, имею ввиду некоторых легионеров. Свою роль сыграла и ситуация с финальным раундом Континентального кубка, под который во многом была заточена подготовка. Мы его ждали-ждали, но в итоге, когда уже практически сидели на чемоданах, нам объявили, что «Гомель» снят с турнира. Это произошло не по нашей вине.
В итоге готовились к одному, а на деле вышло другое. Вероятно, где-то не подрассчитали и подвели команду не в тех кондициях. Хотя, пересматривая матчи с «Неманом», отметил, что и хорошее движение, и хороший темп у команды были. Но очень сильно не хватало в завершении. Вроде и перебрасывали оппонентов, были периоды с преимуществом по броскам 20-2, а результат негативный.
Еще можно добавить, что и вратарь противника нас переиграл.
– Несмотря на преимущество по броскам, ни в одной четвертьфинальной встрече «Гомель» не забросил более двух шайб. Не могло ли притупиться чувство гола из-за длительной паузы без матчей – с 26 февраля по 10 марта? Не жалеете, что отказались в этот период от спаррингов?
– Спарринги – это риск получения травм, поэтому и решили их не проводить. Но, возможно, выпали из игрового ритма. Подготовка была выстроена исходя из участия в Континентальном кубке, где предстояло провести три матча за три дня. Поэтому было по одной тренировке, работали в щадящем, поддерживающем режиме, чтобы сохранить свежесть. Но получилось так, что мы не поехали в Ольборг, и пришлось все менять.
Возвращаясь к тому, повлияла ли пауза… Или ты умеешь попадать в пустые ворота, или – не умеешь. Моментов ведь создавали множество, но шайба предательски не шла в ворота. Почему? Думал над этим, но не нашел какой-то конкретной причины.
– После серии с «Неманом» вы сказали, что «Неман» выглядел голоднее. Но ведь не сказать, что у «Гомеля» было больше игроков, пресытившихся титулами и победами…
– Возможно, это мои эмоции после матчей. Но на тот момент «Неман» действительно выглядел голоднее. Но это только один из факторов. Не хватило эмоций. Может, на кого-то сильно повлияло, что мы не поехали на Континентальный кубок.
– Это удар скорее психологический или по физическим кондициям?
– Психологический. Потому что этого турнира очень ждали. Я уверен, что мы бы хорошо там выступили, потому что команда на тот момент выглядела неплохо. И все разочаровались, расстроились отмене поездки.
– Тем не менее, перед плей-офф вы сказали, что будете навязывать свой хоккей, свою игру. Это удалось?
– У нас ведь команда комплектовалась под задачу выиграть Континентальный кубок. Нужны были опытные игроки, которые знают, где ворота стоят :) И регулярный сезон вышел неплохим. Мы заняли третье место, по проценту побед он оказался даже лучше, чем предыдущий. Но вот плей-офф… Вы видите, что молодые игроки все-таки выносливее, агрессивнее, более исполнительные. Это показывают сейчас те же «Металлург» и «Юность» в финале. В общем, получил пищу для размышлений, с кем иметь дело в будущем сезоне. Хороший опыт, хотя и негативный.
Если не считать плей-офф, то в целом считаю сезон успешным – если взять наши результаты в Кубке Салея [бронза] и выход в финал Континентального кубка.
– Но в прошлом году в плей-офф у вас очень многое решали такие опытные игроки, как Герман Нестеров.
– Вот, кстати, таких лидеров, как Нестеров, в этом сезоне нам и не хватило. Не нашлось того, кто в тяжелый момент повел бы команду за собой. Еще нам не хватило шайбы в большинстве, когда мы проиграли с разницей в один гол. Реализация численного преимущества у нас хромала.
– Как отразилась работа с молодежной сборной Беларуси на клубном сезоне?
– На мой взгляд, все удачно сложилось.
– То есть, клубным делам совмещение постов никак не помешало?
– Не помешало. У нас был подробно расписан каждый день для помощника.
– На семерых лучших бомбардиров «Гомеля» в регулярке – только один гол в плей-офф, он на счету Игоря Ревенко…
– Ну, Станислав Кучкин-то в плей-офф сыграл всего один матч, а до этого залечивал травму. Это – мотор, большая потеря для нас.
– Можно ли сказать, что его значимость для команды сопоставима со значимостью Нестерова в прошлом сезоне?
– Я бы не стал их сравнивать, это разные игроки. Как я уже сказал, Кучкин – это мотор, он умеет забивать, у него хороший бросок, он работяга. А Нестеров – это не только работяга, а еще и лидер в раздевалке, может найти нужные слова, собрать команду, обладает лидерскими качествами.
– «Неман» вас чем-то удивил в четвертьфинальной серии? Например, тем, что определил в первое звено 20-летнего Алексея Фурсу, который в итоге стал лучшим бомбардиром всей четвертьфинальной стадии.
– Фурсу я знаю с 16 лет, наблюдал за ним. Потом он на какой-то момент пропал, был в фарм-клубе. Помню, когда-то возил команду примерно его возраста на матчи в Латвию, тогда это была сборная U16. Он уже тогда был целеустремленным, хитрым, с хорошим броском. Так что для меня его игра – не сюрприз. Это был вопрос времени, когда ему дадут шанс и он раскроется. И вот он его получил и отлично воспользовался. Молодец, наглый молодой парень, с хорошим чувством дистанции.
– Но вы не смогли с ним справиться в четвертьфинале.
– Ну, мы же не будем его все время персонально опекать. Если уж за Фурсой только бегать и везде его контролировать, тогда о чем мы можем говорить :) А если в целом говорить про «Неман», то мы только в регулярке с ним шесть раз сыграли, потом в плей-офф. Хорошо изучили соперника, подробно разобрали, знали, как он будет играть. Так что «Неман» тут не виноват, мы сами не забрасывали, не реализовали свои моменты. Что говорить, если проигрывали матч, в котором превосходили по числу бросков 45-19?
– Верно ли наблюдение, что у «Гомеля» начались сбои еще в конце регулярного сезона, где вы потерпели 8 поражений в 12 матчах?
– Я особо на этом не зацикливался, потому что и в прошлом сезоне у нас была похожая ситуация, тоже примерно в такой же период был спад, пять или шесть матчей подряд проиграли. Поэтому в этом сезоне нас это не настораживало, паники не было, мы знали, что делаем, спокойно готовились к главной части сезона. Плюс были объективные причины, в этот период не играли несколько лидеров – Григоренко, Кучкин, Рвенко, Амброжейчик...
– Как показал плей-офф, равноценной замены ушедшим прошлогодним игрокам вы не нашли?
– После ухода 12 человек пришлось заново отстраивать команду. Это наложило свой отпечаток. Новичкам нужно было освоить и систему, и структуру игры. Многие из тех, на кого мы рассчитывали, как на лидеров, нам в итоге не помогли.
– Проблема в более низком качестве пришедших игроков, либо они просто не смогли вписаться в ваши схемы?
– Я бы здесь в первую очередь сказал о роли характера игрока. При подписании обращаем внимание на то, где играл, какая статистика. Иногда в этом смысле резюме в порядке, и отзывы о хоккеисте положительные. Но иногда не помешает изучить его глубже: какой у парня характер, насколько он командный игрок, насколько ненавидит проигрывать. Он должен быть нацелен не только на то, чтобы зарабатывать очки и работать на личную статистику.
Если на рынке появляется хороший игрок, то подписывая его, изначально думаешь о нем позитивно, рассчитываешь, что у нас все получится. Но иногда в процессе понимаешь, что он нам не помогает так, как от него ждали.
– Эпопея с подписанием Владислава Бойко тоже не оправдала ожиданий. Клуб долго улаживал вопрос с его трансфером, в итоге он приехал к вам только тогда, когда сезон уже начался. А затем уехал, набрав 5 (1+4) очков в 17 матчах.
– Бойко – отличный парень, позитивен, хорош в раздевалке. В прошлом году он нам очень помог, особенно в плей-офф. Но он не хочет тренироваться летом, а хочет приезжать уже в сезоне, когда прошла тяжелая работа. Но без фундамента ничего не будет. Пока «Гомель» летом работал, он там ждал-ждал: «Я поеду туда, я поеду сюда, я там тренируюсь». Но я понимаю сейчас, что он ничего не делал. В итоге оказался просто не готов. Фундамент не заложил, пробежит 10-15 секунд – и умирает. Возможно, стоило подождать, дать ему еще месяц или два, пока он наберет кондиции. Но у нас на тот момент не было этого времени. В прошлом году мы его взяли в январе, перед дэдлайном. К тому моменту он за полсезона за счет тренировок и игр набрал физическую форму. В этом плане нам тогда повезло.
– Перед сезоном вы сказали, что ждете прогресса от молодых защитников Ковалева, Магалецкого, Воронова. Дождались?
– Они однозначно прибавили, подросли, стали сильнее. Но глупые, детские ошибки все же продолжали совершать. И они порой стоили нам матчей, в том числе и в плей-офф. Но они получили такой опыт. Надеюсь, сделают выводы и станут лучше.
– Не пожалели, что в начале сезона расстались с Ильей Камбовичем? В «Витебске» он выглядел хорошо, стал лидером команды.
– Предыдущую предсезонку он отбарабанил всю полностью. А перед этим сезоном у него были вопросы с коленями, голеностопами, в связи с этим подготовка поменялась. И это отразилось на его состоянии в начале сезона. Может быть, как и в истории с Бойко, дай ему время – он набрал бы кондиции. Не исключаю, что в этом есть и моя ошибка. И Бойко, и Камбович – это хорошие парни, хорошие игроки. Но, как я уже говорил, у нас на тот момент не было времени ждать. Полуфинальный этап Континентального кубка был на носу, нужно было принимать решения.
– К вратарям у вас в этом сезоне особых вопросов нет? Статистика у Максима Лубского, и у Андрея Грищенко в целом хорошая.
– И все же я считаю, что они должны были сыграть лучше. Оба.
– Кто из молодых игроков порадовал в этом сезоне, кто добился прогресса?
– На мой взгляд, если бы Максим Войтович прошел с нами предсезонку и не поехал летом в Нижнекамск, не тратил бы время, то выступил бы гораздо лучше. Когда он вернулся оттуда, то медленно входил, однако в конце сезона уже был хорош. Видно, что парень начинает расти, прогрессировать. И на лавке он мне нравится, команду заводит, играет агрессивно. Произвел неплохое впечатление.
– Вы иногда доверяли место в первом звене 20-летнему Ивану Секерину.
– Да, Ваня – молодец. За счет работоспособности, несмотря на небольшой рост, он завоевывал место в составе. Это парень с характером, играет сердцем, выкладывается на сто процентов, не боится идти в борьбу. С ним приятно работать, он действительно прогрессирует.
Отметил бы и защитников Никиту Стасенко, Егора Юзленко. Ребята растут, особенно прибавили после молодежного чемпионата мира. Сейчас для них главное – правильно использовать свой потенциал, запастись терпением и не сломать себе карьеру, потому что таких примеров хватает. На мой взгляд, им стоит остаться пока в «Гомеле», довериться нашему тренерскому штабу и продолжать работать над собой.
– В начале сезона вы активно привлекали в основу 18-летнего нападающего Данилу Овсянникова.
– Да, он до определенного времени был неплох. Но потом приболел, выпал из обоймы. Затем к нам вернулся Войтович, плюс играли Юзленко и Стасенко. Поэтому ему стало сложнее пробиться. Но он продолжает работать, по возрасту остается лимитчиком еще и на следующий год. Так что все шансы у него есть.
– Задачей на сезон у вас было занять 1-3-е место. По итогам плей-офф выполнить ее не удалось. Как руководство клуба расценило итог выступления?
– Правильно будет сказать, что выступление неудовлетворительное. Однозначно. Все-таки первый раунд плей-офф должны были проходить. Мы обыгрывали «Неман» в регулярке четыре раза в шести матчах. И я, как главный тренер, должен только в себе копаться, а не искать внешние причины.
– Как отреагировали в клубе?
– «Ну, так бывает, это спорт. Сегодня побеждаешь ты, завтра – кто-то другой».
– У вас в межсезонье произошла перестановка в тренерском штабе. Евгений Ковыршин заменил Дмитрия Овсянникова. Это равноценная замена?
– Я бы не стал их сравнивать. Ковыршин тогда только завершил карьеру, молодой специалист. Он голодный, старается развиваться, смотрит много хоккея, разбирает различные ситуации – большинство, вбрасывания и так далее. Подкидывает какие-то идеи, постоянно делится своим видением. Думаю, что у него все еще впереди.
– Индивидуально тоже много с игроками работает?
– Да, он общается. У него роль хорошего полицейского :)
– А не было возможностей оставить в штабе обоих специалистов – и Ковыршина, и Овсянникова?
– Не было такой возможности.
– Обсуждали с руководством планы на следующий сезон? Вели переговоры с игроками?
– Предметно – пока нет. Пока команда дорабатывает контракты, которые заканчиваются 30 апреля. И после этого активнее будем вести переговоры.
– Сколько процентов нынешнего состава вы хотели бы сохранить?
– Примерно 60 процентов. С ними хотел бы идти дальше и добиваться результата. Плюс нужны точечные приобретения и выводы из этого сезона, чтобы не наступить на те же грабли. Планируем доверять своим молодым воспитанникам.
– То есть, больше всего обновится легионерский пул, которым вы остались недовольны?
– Ну да. Но это не касается Кучкина, он – мотор. Доволен игрой Алексея Кудрявцева, если исходить из критерия «цена – качество». К тому же это молодой нападающий, который может прогрессировать. От других иностранцев хотелось большего. Ждал проявления лидерских качеств, надеялся, что они будут больше делать для команды, держать раздевалку, будут лидерами и на льду, и на скамейке. Но, к сожалению, этого не увидел…
Текст: пресс-служба ФХБ