NHL.BY Событие 28 июля 2020

«Бычок» в Нагано. Как Салей выбил из Кривокрасова билет на Олимпиаду

Вспоминаем драку, которая помогла белорусам выйти в четвертьфинал Игр-1998.

Драки всегда были одним из околозаконных методов повлиять на результат хоккейного матча. За океаном силовые методы применялись постоянно при защите своих звезд либо попытке придать команде энергии, однако в последние годы и там все реже находится место потасовкам.

Драки топовых тафгаев стали неотъемлемой частью хоккейной летописи, рукопашные с высыпавшими со скамеек игроками до сих пор смакуют в спортивных передачах, а отдельные случаи называют поворотными моментами в судьбе игроков или команд. Например, побоище «Детройта» и «Колорадо» в марте 1997-го некоторые считают датой рождения династии «крыльев» рубежа веков. Мол, после того, как поколотили Форсберга и компанию, отомстив за Дрэйпера, те перестали бояться «лавин».

Частью одного из самых сумасшедших матчей в истории НХЛ был и Руслан Салей. В декабре 2001 года «Анахайм» и «Калгари» собрали больше 300 минут штрафа – в третьем периоде после стычек, спровоцированных грубой игрой против голкиперов, матч превратился в белорусскую дискотеку. Такие танцы не стали отправной точкой легендарного конфликта, о котором годами слагали бы разборы, но по крайней мере вызвали дискуссию о необходимости ужесточения наказаний и исключения драк из хоккея вообще. Салею тогда дали тысячу долларов штрафа за «бычок» Стиву Бежену и некоторые журналисты из-за океана при разборе матча с 19 удалениями за драки считали, что этого мало.

Всего наш легендарный защитник дрался в сильнейшей лиге мира 12 раз, но все же самая интересная для нас стычка, пожалуй, не эта. А та, что состоялась в менее эпичном матче, но зато привела к последствиям, которые делают их значимыми для белорусского хоккея.

Вернемся в февраль 1998 года. На носу Олимпиада в Нагано, на весь мир гремит имя Моники Левински, совсем скоро многие узнают слово «дефолт».


Сезон-1997/98 у «Анахайма» не складывался. Предыдущий был лучшим в короткой истории, а в олимпийский год «утки» под руководством нового главного тренера Пьера Паже не могли похвастаться хорошими результатами. Не помогало и отсутствие в составе одной из главных звезд НХЛ Пола Карии. Забивной форвард превратился в выбивного по отношению к новому контракту с клубом и пропустил старт чемпионата, при том что «Анахайм» начинал его матчами с «Ванкувером» в Японии, на родине отца Пола. Когда Кария вернулся, калифорнийцы все равно играли нестабильно – крутились недалеко от восьмого места, но с 12 командами в конференции делать это было проще.

Для белорусского защитника «Анахайма» Руслана Салея тот сезон стал прорывным. Хотя его ненадолго и ссылали в фарм, чемпионат-1997/98 можно назвать первым полноценным для Руслана в НХЛ. Паже пробовал его на позиции форварда, но все же понял, что от добра добра не ищут, и вернул белоруса в линию обороны. Всего в том сезоне Салей сыграл 66 матчей и набрал 15 (5+10) очков.

7 февраля 1998 года в Нагано должен был стартовать олимпийский хоккейный турнир, предварительный этап, в котором не участвовали шесть лучших команд. НХЛ в этот же день проводила последние матчи перед паузой (которая появилась в расписании впервые в истории лиги), которая продлится по 24-е число включительно.

В итоге представители НХЛ из сборных Беларуси, Словакии, Германии в лучшем случае могли бы помочь своим командам в третьих матчах предварительного раунда, успеть раньше было бы физически невозможно. Больше всего пострадали словаки, у которых «застревали» более десятка игроков (причем Палффи и Штумпел шли в топах бомбардиров лиги) и пришлось собирать ростер, далекий от оптимального. У нас проблем в этом плане было гораздо меньше – для двоих энхаэловцев, Салея и Цыплакова, предусмотрительно оставили свободные места в ростере.

В первый день февраля «Анахайм» принимал «Чикаго», который важно было зацепить с турнирной точки зрения. Шансы на попадание в плей-офф оставались, «ястребы» находились чуть впереди, и это была возможность подобраться к ним ближе. Забегая вперед скажем, что этот матч куда больше повлиял на попадание отдельных игроков на Олимпиаду, чем на выход в постсезон.

Все началось с классических драк тафгаев, и казалось, этот матч регулярки ничем не будет отличаться от остальных. Челиос гонялся за Карией, а тот два раза сравнивал счет после голов «Чикаго». Не смог угнаться Крис – справился его хороший друг по команде и сборной Гэри Сатер. Хотя уже и после гола:


В результате Пол выйдет на лед в еще одной смене, почувствует себя плохо и пропустит остаток сезона. Естественно, не поедет Кария и на почти домашнюю Олимпиаду, где его ждали местные фаны. Второе сотрясение в карьере, которую подобные повреждения изрядно испортят. Грязный хит спровоцировал слухи о том, что Сатер сделал это специально, чтобы ослабить звездную Канаду. Сам Гэри говорил, что все получилось случайно. Судья американца не удалял. Решайте сами, чья версия вам ближе.

После этого момента течение матча оставалось нервным. Выясняли отношения вначале Жамнов и Янг, затем Дубински и Друри.

На шестой минуте третьего периода после свистка вновь накалились страсти. Кривокрасов хотел вписаться за Жамнова, к нему подъехал Руслан Салей, россиянин решил вместо слов нанести защитнику нашей сборной превентивный удар и вскоре за это поплатился:

Параллельно сцепились Друри и Карни, затем Крис Челиос счет сравнял, команды вновь начали играть в хоккей, а в овертайме Теему Селянне принес победу «могучим уткам» – 4:3.

Самое веселое началось после матча. Естественно, представители «Анахайма» были возмущены безнаказанностью Сутера. Впоследствии лига дисквалифицировала защитника «ястребов» на четыре матча и оштрафовала его на тысячу долларов. В противовес чикагцы отправили видео с дракой Салея, акцентируя внимание на «бычке» белоруса. Реакция последовала – два матча и та же тысяча долларов штрафа.

Здесь начинается самое интересное: до олимпийского перерыва «Анахайму» оставалось провести... как раз два матча! Руководство клуба отпустило Руслана в сборную Беларуси.

Хотя Марк Гандлер (агент – прим.) позже шутил, что все было запланировано, а об организации драки его специально попросили руководящие работники белорусской федерации, эксцесс с Кривокрасовым был, разумеется, чистой случайностью. Ведь я и предположить не мог, что меня подвергнут дисквалификации как раз на две игры и именно за два матча до Олимпиады, – вспоминал потом Руслан.

Белорусы стартовали 7 февраля игрой против Франции. Салей прибыл в Нагано лишь за 23 часа до начала поединка и страдал от джетлага. Как рассказывал он после, больше всего Руслана смущали размеры площадки, но наши победили с сухим счетом после шайб Карачуна, Бекбулатова, Калюжного и Скабелки.

Затем Салей поучаствовал в разгроме Германии, к которой не успели присоединиться их игроки из НХЛ. Причем сумел забросить и сам – в большинстве с передачи своего напарника Олега Хмыля. Итоговый счет – 8:2. Перед последним туром Беларусь забронировала себе место в восьмерке сильнейших команд мира.

Салей не был единственным игроком из НХЛ на предварительном этапе олимпийского турнира, как иногда пишут, да и на первой неделе был уникальным только если считать субботу и воскресенье, 7 и 8 февраля. В третьем матче предварительного раунда за Словакию играли Бондра и Швегла, за Германию Колциг, Штурм и Крупп. Но к тому моменту белорусы уже готовились к встрече с канадцами, а словакам и немцам подкрепление так и не помогло – у вторых не оставалось шансов, а первые проиграли решающий матч казахстанцам. В итоге из восьми команд, стартовавших в Нагано раньше остальных, только у белорусов во всех матчах сыграл хоккеист из сильнейшей лиги мира.

Никогда еще дискотечный «бычок», знакомый каждому и в Ивье, и в Чечерске, не был так полезен целой стране. Позже Руслан пересечется с Кривокрасовым в одной команде и скажет, что никаких проблем между ними нет. Видать, в тот день так сошлись звезды. Как оказалось, после драки действительно кулаками не машут, а иногда и помогают своей сборной выйти в четвертьфинал Олимпиады.


В предыдущих сериях NHL.BY:

Текст: Константин Кораблев

Фото: iihf.com